Возглавляемый в то время президентом Нурсултаном Назарбаевым Казахстан стал одной из немногих стран, добровольно отказавшихся от ядерного арсенала, что делает страну мировым законодателем тенденций в области дипломатии разоружения и ядерного нераспространения. Сегодня трудно представить мир без ядерного оружия, однако, важно продолжать работу в направлении ядерного разоружения, извлекая уроки из таких примеров.
Согласно Инициативе по ядерной угрозе Международного центра исследований безопасности, после распада СССР на территории Казахстана находилось 1410 ядерных боеголовок. Согласно данным, озвученным в книге Джозефа П. Харахана «Мужество и настойчивость», Советы установили центры ядерных испытаний и хранения в Кокшетау, ядерный реактор на быстрых нейтронах в Актау, несколько станций слежения и мониторинга ракет, ядерный производственный комплекс в Усть-Каменогорске, завод по производству химического оружия в Павлодаре, а также заводы и институты биологического оружия в Степногорске и Алматы.
Придя к власти, новое правительство во главе с Назарбаевым осознало, что оно должно решить, что делать с этим огромным ядерным арсеналом и инфраструктурой.
«В правительстве Казахстана в 1991 году мало кто из министров или выборных должностных лиц, если таковые вообще имелись, знал в полной мере об этих военно-промышленных предприятиях, вооруженных силах и особенно о районах хранения ядерного оружия и урана. Все держалось в секрете», - объясняет Харахан.
Четыре события, произошедшие в период с 1992 по 1994 год, будут иметь долгосрочные последствия для Казахстана, в конечном итоге превратив страну в регионального лидера с глобальными планами развития и международным влиянием.
Во-первых, политический и экономический кризис в России в годы правления Бориса Ельцина (1991–1999) означал, что российский персонал не мог защищать или поддерживать ядерные объекты и оружие за рубежом. «На космодроме Байконур стартовые площадки и объекты пришли в упадок из-за нехватки средств, суровых зимних условий и отсутствия квалифицированного технического персонала», - поясняет Харахан. Эта ситуация убедила президента Назарбаева в том, что статус-кво не может продолжаться, поскольку Казахстан размещал, но не контролировал эту незащищенную разрушительную технологию.
Во-вторых, изменения в геополитике Центральной Азии с созданием Содружества Независимых Государств и улучшением отношений между Казахстаном и Китаем. Как объясняет Харахан, «эти военные и дипломатические события снизили восприятие Казахстана как слабой и уязвимой страны». Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, Договор о нераспространении ядерного оружия и другие аналогичные документы также придали Казахстану авторитет.
В-третьих, российское военное командование отслеживало вышеупомянутые события и решило вывезти стратегическое оборудование, такое как бомбардировщики Ту-95М и ракеты, из Казахстана обратно в Россию.
И, в-четвертых, большую роль сыграли тесные взаимоотношения между Казахстаном и США. В середине декабря 1991 года госсекретарь США Джеймс Бейкер посетил тогдашнюю столицу страны Алматы, и встретился с президентом Назарбаевым, чтобы обсудить преимущества денуклеаризации. Более того, поясняет Харахан, «поскольку ядерное нераспространение лежит в основе целей внешней политики США, Бейкер заверил Назарбаева, что Соединенные Штаты предоставят дипломатическое признание и быстро предпримут шаги к тому, чтобы американский посол и персонал посольства были на месте и работали в Казахстане».
МАТЕРЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Почему в Казахстане нельзя строить АЭС
Олжас Сулейменов: «Живем, опустошая недра»
В апреле 1995 года Казахстан передал России свою последнюю ядерную боеголовку. Кроме того, был демонтирован Семипалатинский полигон, а также другие объекты по производству ядерного, биологического и химического оружия. Это было беспрецедентное сотрудничество между Казахстаном, Российской Федерацией и США, что в наши дни невозможно представить.
Тогжан Касенова, эксперт по ядерной политике и нераспространению, старший научный сотрудник Проекта международной безопасности, торговли и экономического управления государством в Университете Олбани, написала книгу «Атомная степь: как Казахстан отказался от ядерной бомбы» (выйдет в 2022), которая анализирует и объясняет причины и последствия этого исторического разоружения.
Хотя это и не является предметом настоящего анализа, важно подчеркнуть, что более 450 ядерных испытаний, проведенных советскими военными, имели трагические последствия для здоровья казахстанцев в то время и продолжают оказывать долговременные последствия сегодня. Во время онлайн-мероприятия 9 сентября под названием «Казахстан: как события 30 лет назад стимулировали действия по прекращению ядерных испытаний во всем мире», организованного Ассоциацией по контролю над вооружениями, Касенова отметила, что в 1992 году правительство приняло закон о помощи жертвам советских ядерных испытаний. Этот закон имеет жизненно важное значение для «признания жертвы казахстанцев, а также содержит правовые положения о том, кто будет идентифицирован как жертва испытаний и какие льготы они могут получить». Она подчеркивает, что наследие ядерных испытаний - это не проблема, которая полностью решена, и что «необходимо сделать больше».
Интересен тот факт, что в Семипалатинске был подписан договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, учрежденный в 2006 году. Добровольный отказ от своего ядерного арсенала и технологий имел долгосрочные последствия для Казахстана и всего региона Центральной Азии. Как объясняет Харахан, «вывод Россией стратегических бомбардировщиков и ракетных войск, ее обязательства по выплате компенсации и ее обещание о гарантиях безопасности территориальной целостности нового государства» укрепили Казахстан и позволили ему забыть о проблемах безопасности и сосредоточиться на освоение нефтегазовых ресурсов страны. В настоящее время Казахстан является государством, наиболее развитым в регионе, крупным производителем нефти, газа и урана, предоставляет военный персонал для миссии ООН в Ливане (UNIFIL) и ориентирован на глобальные инвестиции.
Разоружение также позволило Казахстану разработать многовекторную внешнюю политику для конструктивного взаимодействия с Китаем, странами Центральной Азии, Европой и США.
Харахан добавляет: «Президент Назарбаев не только подписал и обеспечил ратификацию Договора о нераспространении ядерного оружия; он стал лидером в регионе, отстаивая договоры о контроле над вооружениями, соглашения о вооружениях, дипломатические союзы и программы сотрудничества». Например, Казахстан известен проведением Астанинского мирного процесса, направленного на мирное урегулирование сирийского конфликта.
В середине ноября посольство Казахстана в Сеуле и Библиотека Первого Президента Казахстана организовали фотовыставку «Мир, свободный от ядерного оружия». Выставка «посвящена 30-летию Независимости Республики Казахстан и закрытию Семипалатинского испытательного ядерного полигона». Эта выставка демонстрирует, насколько Казахстан горд своим решением 30-летней давности и как оно изменило ход не только казахстанской, но и центральноазиатской истории.
Как упоминалось ранее, внешняя политика Казахстана оказала содействие нераспространению ядерного оружия. Страна установила тесные отношения с Японией в целях содействия ядерному разоружению. Казахстан также связан с Германией и Швецией как со странами, которые «сделали шаги к созданию общих рамок для следующих шагов по ядерному разоружению».
Эммануэль Мэтр из Fondation pour la Recherche Strategique утверждает: «Из-за своего статуса (государства, не обладающего ядерным оружием), а также тесных связей с государствами, обладающими ядерным оружием, Казахстан видит себя потенциальным посредником между обеими группами государств, «мостом», способным достичь компромиссов, продвигая важность как нераспространения, так и разоружения».
16 декабря Казахстан отметит свое историческое событие - 30-летие независимости. Что касается мира, то нельзя не вспомнить еще одно 30-летие - закрытие Семипалатинского полигона. Заглядывая в будущее, перспективы ядерного разоружения кажутся мрачными, поскольку страны, которые все еще обладают ядерным оружием, проявили очень небольшой интерес к ликвидации своих арсеналов. Таким образом, сокращение, а не полное разоружение, является более логичной целью. Для этого важно, чтобы мировое сообщество лоббировало и оказывало давление на ядерные государства по поводу важности сокращения ядерных арсеналов, и для Казахстана важно продолжать делиться своими успешными постъядерными достижениями. Хотя геополитическое положение Казахстана и большинства ядерных держав, особенно трех мировых держав, сильно различается, из этого можно извлечь ценные уроки.
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Перевод – Check-point.kz.
Источник: https://www.e-ir.info/2021/11/17/the-lasting-repercussions-of-kazakhstans-nuclear-disarmament/
Фото из открытых источников