Экономика

Из КНР — в ЕС: в ожидании Срединного коридора

25.07.2024

Нерентабельный до вчерашнего дня в коммерческих перевозках между Востоком и Европой из-за слишком высокой стоимости, сегодня Транскаспийский маршрут в условиях блокады отношений с Россией из-за украинского конфликта стал наиболее жизнеспособным решением. По оценкам Всемирного банка, к 2030 году через него будет проходить 11 миллионов тонн товаров. Но его рост во многом будет зависеть от выбора Пекина.

Региональные конфликты всегда оказывают большое влияние на глобальные торговые отношения, заставляя многие страны и компании искать альтернативные маршруты, чтобы не блокировать динамику экономики. Именно такой урок преподали события, начавшиеся в 2022 году со вторжения России в Украину, которое разрушило все торговые связи, а также вызвало реакцию взаимной враждебности на разных уровнях.

Так называемый Северный коридор, протяженностью в несколько тысяч километров между Китаем и Европой через Россию, долгое время был главным торговым каналом между миром Востока и Запада, с железными дорогами, транспортными терминалами, портами и аэропортами. Теперь все это ставится под сомнение. На самом деле большинство логистических объектов строилось с учетом самого северного варианта, который считался стабильным и менее затратным, а российские железнодорожные компании взяли на себя основную роль в связях между Китаем и Европой.

Теперь из-за войны и санкций приходится искать возможные альтернативы, а транзит между Европой и Азией «с каждым днем становится все сложнее и дороже», — комментирует Роман Влагутин, сотрудник Немецкого фонда Маршалла и бывший специальный представитель ЕС по взаимному сотрудничеству. Самый южный или Транскаспийский коридор, которого раньше старались по возможности избегать из-за очень высокой стоимости, долгого ожидания на границах и в портах и плохо развитой логистической инфраструктуры, становится все более важным. Сегодня, уверяет Влагутин, он стал «самым коротким и многофункциональным, учитывая также заинтересованность стран Центральной Азии в развитии все более тесных и эффективных отношений с Европейским союзом».

Статистика говорит о росте грузооборота с 350 тысяч тонн в 2020 году до 3,2 миллиона тонн уже в 2022 году, а исследователи Всемирного банка ожидают, что к 2030 году объем торговли достигнет 11 миллионов тонн, хотя и со всеми ограничениями, которые все еще сохраняются в маршруте в обход России. По мнению грузинского эксперта Эмиля Авдалиани, профессора международных отношений Тбилисского университета, «многое зависит от того, что думает Китай об эффективности этого маршрута, потому что без китайских грузов не хватит сил на его расширение».

Однако Европейский союз начал поддерживать инфраструктурные проекты в различных странах Центральной Азии и на Кавказе, выделив около 10 миллиардов на транспортную сеть с января 2024 года и открыв специальные представительства для этих инициатив в Грузии, Азербайджане, Турции и Казахстане. Одним из первых ориентиров является город Урумчи, столица Синьцзянской автономной провинции в Китае, который постепенно становится одним из главных центров китайской инициативы «Пояс и путь». Урумчи связан с такими важными центрами, как Сиань, столица китайской провинции Шэньси, расположенной в 2 500 километрах, и указывает в направлении Казахстана, страны, которая также связана с ним общими тюркскими этническими группами и соединена обширной сетью железнодорожных линий, откуда начинается Срединный коридор.

Из Восточного Казахстана по двум основным маршрутам можно добраться до кавказской Грузии: по Достыку в сторону России и по южному Хоргосу, на котором сосредоточены наибольшие инвестиции и который называют «сухим портом», несмотря на то что он протянулся на 2 500 километров от побережья. Китайские грузы перегружаются на казахские поезда с помощью больших лебедок, составы следуют на юг через главный город региона Алматы — в Актау к Каспийскому морю, где транспорт блокируется на несколько недель, прежде чем продолжить путь через Грузию в Турцию и Черное море. Цель состоит в том, чтобы сократить время путешествия до 12 дней с 19 через Россию и 23–37 в Индийском океане. Но пока ожидание этого все еще продолжается.

Автор: Владимир Розанский

Источник: CHINA-CENTRALASIA-EUROPE The Revenge of the Southern Variant of the ‘Middle Corridor' (asianews.it)

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Публикации автора

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 07.09.2024

Рациональность, логичность, предсказуемость — эксперты о Послании

НОВОСТИ | 06.09.2024

Почти 3,5 миллиона казахстанцев путешествовали по РК

НОВОСТИ | 06.09.2024

Что казахстанцы думают о референдуме по АЭС — опрос

НОВОСТИ | 06.09.2024

Казахстан – Норвегия: алматинский акимат обратился к болельщикам

НОВОСТИ | 06.09.2024

Идею строительства АЭС поддержали работники Степногорского ГХК

НОВОСТИ | 06.09.2024

Микеле Плачидо приглашен в жюри кинофестивалей в Кыргызстане