24 мая президент Украины Владимир Зеленский встретился с группой журналистов из стран Центральной Азии — Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана — и ответил на их вопросы. Как сообщается, встреча проходила в помещении харьковского издательства Factor-druk, которое накануне встречи было взорвано. Выступая перед центральноазиатскими журналистами, президент Украины Владимир Зеленский высказал мнение, что некоторые страны Центральной Азии боятся Москвы, и призвал их присоединиться к поддерживаемой Киевом мирной инициативе.
«Баланс ваших лидеров немного нарушен. Я думаю, что они склоняются в сторону России из-за страха перед Кремлем», — сказал он. «Скажите мне, чего боятся те, кто не присоединяется [к мирному саммиту в Украине]? Они боятся что-то потерять, боятся потерять даже свои отношения с сегодняшним Кремлем. Это не поможет закончить войну. Представьте, что одна из ваших стран окажется — не дай Бог — в нашей ситуации. Как бы ваши люди смотрели на страны, которые не поддерживают [мир]? Или они вроде как поддерживают его, но не присоединяются к [мирным инициативам]? Санкции могут быть вопросом государственной политики, но мирный саммит — это не что иное, как мир и диалог. Представьте, что вы один в войне против любого агрессора. Я считаю, что это слабость, признак слабости [просто стоять в стороне]. Мы [украинцы], конечно, хотели бы, чтобы лидеры стран Центральной Азии присутствовали [на саммите], чтобы показать свою поддержку этому событию».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Прогноз на лето-2: мир по формуле Токаева
Запад разуверился в украинской авантюре
Президент Украины также отметил, что «сегодня ни одна из ваших стран не может иметь ни военного, ни стратегического союза с Путиным».
Его слова о том, что страны Центральной Азии «склоняются в сторону России из страха перед Кремлем», очевидно, не могли остаться без ответа со стороны правительственных чиновников Казахстана, который, по словам Владимира Путина, является «ближайшим союзником России», особенно в условиях, когда Узбекистан и Кыргызстан, похоже, решили их игнорировать. Ответ официальной Астаны, хоть и не сразу, но последовал. 3 июня, через десять дней после встречи президента Зеленского с группой журналистов из стран Центральной Азии, МИД Казахстана дал официальный комментарий по поводу интервью президента Украины центральноазиатским журналистам. Примечательно то, как он был сформулирован. На брифинге в понедельник официальный представитель Министерства иностранных дел Казахстана Айбек Смадияров сказал: «Представляя МИД Казахстана, я не хотел бы комментировать это интервью президента Украины. Но мы не можем оставить его без внимания. Насколько нам известно, украинская сторона самостоятельно инициировала этот проект и пригласила некоторые частные СМИ в Казахстане. Эта информация не проходила через Министерство иностранных дел Казахстана. Я хотел бы сказать, что вся эта идея организации интервью кажется нам очень сомнительной. Материал [содержание интервью] оказался скорее эмоциональным, чем рациональным». Казалось бы, это короткий отрывок. Но он поднимает сразу несколько вопросов.
Первое. Означают ли слова «украинская сторона самостоятельно инициировала этот проект и пригласила некоторые частные СМИ Казахстана», что, поскольку официальная Астана не была заранее проинформирована об этой встрече, она отнеслась к ней критически? Свобода прессы, как одна из форм свободы выражения мнений, подразумевает запрет на получение предварительного разрешения. Украинская сторона имела полное право самостоятельно инициировать такой проект и пригласить представителей частных СМИ из любой страны, которая не отрицает право журналистов на свободу. Последние, в свою очередь, не обязаны были согласовывать свои действия с властями своих стран.
Второе. Насколько приемлемо для МИД одной страны охарактеризовать мероприятие, проводимое высшим руководством другой страны, как «весьма сомнительное», если оно не направлено прямо против интересов первой?
Третье. Насколько уместна реакция на выступление Владимира Зеленского, лидера страны, находящейся в состоянии войны, принесшей тяжелые испытания ее народу, выраженная официальным представителем Министерства иностранных дел Казахстана следующим образом: «Материал получился скорее эмоциональным, чем рациональным»? Как говорят в таких случаях казахи, голодный ребенок не играет с сытым, а тот не ожидает, что будет голодным.
В конкретном контексте данного дела украинская сторона заслуживает более уважительного отношения. Во время этой встречи Владимир Зеленский заявил, что не считает государства Центральной Азии врагами в силу их нейтральной позиции. По его словам, он готов встретиться с президентами стран Центральной Азии.
Он дал понять, что все понимает и никого не осуждает. Он просто предупредил: «Все нашли баланс с русскими, с их политикой — экономической, военной и так далее, чтобы не разбудить зверя. Но дело в том, что зверь никого не спрашивает: он просыпается, когда хочет».
Турецкий национальный телеканал TRT озаглавил свой репортаж о харьковской встрече «Зеленский: Казахстан будет следующим после Украины». Eadaily.com, российское прокремлевское издание, заявило: «В своем интервью Зеленский заявил, что если Россия победит Украину, то следующим будет Казахстан».
Так что, перефразируя эти слова украинского президента, их можно прочитать как «Мы, украинцы, сейчас боремся за нашу и вашу свободу».
Кстати, в тот же день, когда Зеленский встречался с группой журналистов из стран Центральной Азии, а именно из Казахстана и Кыргызстана, 24 мая в интервью радио «Комсомольская правда» вице-спикер российского парламента Петр Толстой заявил, что Казахстан может стать «следующей проблемой» для России после Украины. Currenttime.tv прокомментировал выступление российского парламентария следующим образом: «Российские политики продолжают искать врагов в соседних странах. И в очередной раз они обращают свой взор на Казахстан». И попробуйте после этого сказать, что украинский президент преувеличивает угрозу безопасности Казахстана.
Автор: Ахас Тажутов
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников