Согласно последнему отчету Всемирного банка, в ближайшие два года в Казахстане ожидается существенный и прогрессивный экономический рост, несмотря на нагнетающие факторы мировой геополитической ситуации.
Однако негативные последствия вторжения России в Украину замедлили этот рост, который, как ожидается, достигнет +3,4 % ВВП в 2024 году, в основном из-за снижения уровня добычи нефти.
Несмотря на эти факторы, реальный ВВП республики вырастет до 4,5–5% к 2025 году благодаря расширению производственных мощностей в местах добычи нефти, что будет стимулировать экспорт дериватов и увеличение объемов переработки нефти, нефтехимической промышленности.
Инвестиции в этот сектор будут следовать постоянной вертикальной линии, а расходы на внутреннюю экономику будут расти параллельно со снижением инфляции и смягчением финансовых условий.
Инфляция будет снижаться, оставаясь выше прогнозного уровня Национального банка Казахстана на 2024–2025 годы, следуя нисходящей линии, начавшейся в 2023 году, когда она упала до уровня чуть ниже 10 % в декабре после ужесточения политики кредитного финансирования. Теперь целью является снижение до 5%, и это начинает казаться реальным при условии, что контроль над финансами не будет ослаблен для реализации планов консолидации государственного бюджета.
Банковская система Казахстана по-прежнему выглядит прочной и устойчивой к внешним потрясениям. В ноябре 2023 года доля отклоненных кредитов составила 3,2%, и банки продолжают поддерживать удовлетворительный уровень финансирования и ликвидности, сдерживая риски растущей кредитной кривой, которая, однако, требует очень активного наблюдения для поглощения любых негативных последствий.
Рост импорта и снижение экспортных поступлений на фоне падения цен на нефть привели к дефициту текущего бюджета в размере около 3,3% ВВП на 2023 год. Валовые международные резервы Нацбанка РК могут покрыть семимесячный дефицит, и к 2024 году ожидается постепенное снижение дефицита, а также заметный приток иностранных инвестиций, в основном в сектор добывающей промышленности.
Таким образом, бюджетный прогноз на двухлетний период 2024–2026 годов движется в направлении консолидации, с программами стимулирования социальных гарантий, которые позволили сократить дефицит бюджета до 1,8% ВВП в 2023 году.
Правительство планирует продолжать следовать этому курсу, поддерживая «бюджетные буферы» в фискальной политике и сдерживая государственный долг Казахстана до приемлемого уровня. Расходы на помощь долгу будут расти, причем доля фискальной политики будет достаточно высокой.
Риски дестабилизации остаются реальными как внутри страны, так и за ее пределами. Напряженность в Черном море, связанная с войной России в Украине, делает транспортировку казахстанской нефти по каспийским трубопроводам довольно сложной, требующей частого технического обслуживания и реконструкции, как это произошло в районе Новороссийска в 2022 году.
Некоторые непредвиденные задержки, такие как задержки на скважинах Тенгиза, вызваны внутренними противоречиями между администрацией и рабочим персоналом, который часто протестует из-за неприемлемых условий эксплуатации.
Эти и другие факторы делают цену тенге, местной валюты, довольно волатильной, что может негативно повлиять на уровень инфляции. В целом экономические отношения с Россией, всегда очень значительные, и риски вторичных санкций за обход запрещенного импорта держат правительство Астаны в состоянии постоянной боевой готовности. Однако сохраняется высокая уверенность в том, что трудности этого исторического этапа удастся использовать в интересах реального роста страны и всей Центральной Азии.
Автор: Владимир Розанский
Источник: KAZAKHSTAN Kazakhstan's economic growth (asianews.it)
Перевод: Диана Канбакова
Фото из открытых источников