15 февраля – памятная дата и для казахстанцев. В боевых действиях в Афганистане принимали участи более 22 тысяч наших граждан. 939 человек погибли. Пятеро стали Героями Советского Союза. В мирное время звание Халық Қаһарманы получил генерал-лейтенант Бахытжан Ертаев. 1000 человек вернулись инвалидами.
О том, как живут сегодня ветераны, - разговор с руководителем Алматинского совета ветеранов войны Муратом Абдшкуровым.
- Мурат Мухтарович, с чем и как будут встречать 35-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана алматинские ветераны – участники тех событий?
- Первое, будут мероприятия проходить. Основная цель этих мероприятий – сохранение мира и стабильности в нашем обществе. На примерах ветеранов мы хотим показать, что любая война, различные экстремальные ситуации – это плохо не только для самой страны, но и для каждого из нас. Каждый здравомыслящий человек понимает, что только в мире можно процветать, достигать своих целей.
Эти мероприятия, как мы считаем, способствуют дружбе народов. Если взять за пример Великую Отечественную войну, то мы видим, что победу принесла дружба народов, сплочённость всех без исключения народов СССР. Какие угодно проблемы легче решать совместно. Поэтому вопрос дружбы – одна из целей нашей работы.
Третье. Мы хотим, чтобы наша молодежь понимала такие простые истины, как мир, дружба, взаимопомощь. И вот сейчас идут уроки мужества везде: в школах, учебных заведениях, все наши воины-интернационалисты каждый день посещают учебные заведения.
В Центральном музее открывается экспозиция, посвященная 35-летию вывода войск из Афганистана.
15 феврали в 11:00 в Парке 28 гвардейцев-панфиловцев пройдёт возложение цветов. В 15 часов во Дворце «Алатау», это по Момыш-улы, пройдет концерт военно-патриотической афганской песни. Проводятся спортивные соревнования. Это всё для того, чтобы наша молодежь росла здоровой, как физически, так и духовно.
Мы лишились многих прав
- Вы рассказываете о том, что делается и будет происходить непосредственно 15 февраля. Но насколько знаю, есть немало проблем социального плана.
- Да, в социальном плане у нас проблем много. Но сначала скажу, что к 15 февраля в этом году ветеранам афганской войны выдадут по 100 тысяч тенге плюс такую же сумму получат в мае. Это решению акимата и маслихата.
Кроме того, будут выделены 170 путевок для санаторно-курортного лечения ветеранов, которые живут не очень богато.
- Они будут бесплатными – путевки?
- Путёвки бесплатные. Сейчас бесплатными путевками могут пользоваться только инвалиды афганской войны, а простые «афганцы» не могут. Понятно, что бесплатные путёвки – большое подспорье для многих ребят.
- Но есть и другие проблемы? Например, госпитали и санаторно-курортное лечение, о котором вы уже чуть-чуть сказали.
- Не только госпитали. Честно говоря, здесь проблемы и в законодательном плане. Тот закон, который был принят, «О ветеранах», к сожалению, ухудшил положение ветеранов афганской войны.
- Чем, как?
- Основное – мы лишены первоочередного получения и приватизации жилья. Второе. Ранее мы были приравнены к участникам Великой Отечественной войны, а сейчас мы выведены в другую категорию. Возникли сразу проблемы страхования: если «афганец» не платит медстрахование, то он не имеет права получать лечение. А сейчас самому молодому «афганцу» уже за 55 лет, поэтому не каждый может устроиться на работу. Пособие, которое ему выплачивают, составляет 22 000 тенге. Поэтому проблемы в этом тоже есть.
Есть международное соглашение, которое ратифицировал Казахстан, «О сохранении льгот и гарантий ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним». В 1995 году это постановление было ратифицировано. Но получается, что сейчас наши права ухудшились. И это с учётом того, что, согласно Конституции, международные соглашения имеют приоритет. У нас была даже такая льгота, когда мы могли передвигаться по всему СНГ бесплатно на любом виде транспорта. Могу согласиться, что часть каких-то льгот, может быть, и утратила свою актуальность, но основные права должны остаться.
- А вы обращались по этому поводу в парламент, к президенту страны?
- Конечно, каждый год шлём запросы. Сейчас и рабочая группа работает в этом направлении, но пока сдвигов нет.
А таких людей, кто отдавали жизни, свое здоровье по приказу родины, надо вводить в категорию почетных граждан страны, понимаете?
- Согласна.
- Мы возводим на пьедестал спортсменов, артистов. Но, когда защищать родину надо будет, то первыми поднимутся наши ветераны. А про них мы забываем. Поэтому я считаю, что ветеранов войны в Афганистане надо считать почетными гражданами Казахстана и им надо предоставить право пользоваться достойными льготами. На этом примере мы должны воспитывать подрастающее поколение. Ветераны войны в Афганистане были там по приказу, и они за это деньги не получали. Поэтому здесь я думаю, что на беззаветной любви к Родине мы должны воспитать подрастающее поколение.
- И в этой связи вопрос. Я знаю, что многие ветеранские организации и просто общественники поднимали вопрос о присуждении звания «Халық Қаһарманы» Кара майору Борису Тукеновичу (Керимбаеву), чей портрет тут у вас находится в кабинете. Как с этим дела обстоят?
- Правильно вы говорите. Каждый год мы подаем эти документы. И народ его признал, как героя.
- Не только народ. Сами враги его признали.
- А власть никак не может перешагнуть через свои амбиции или что-то иное, и дать Борису Тукеновичу звание «Халық қаһарманы». Это человек достойный, когда похороны были, видели, сколько народа было на них.
Я думаю, что защитников Отечества у нас самих защищать нужно.
- То есть, вы считаете, что в этом году глава государства должен прислушаться к мнению народа? Тем более, мы строим «слышащее государство».
- Слышащее, Новое государство. В Новом государстве должны быть настоящие герои своей страны, например, в лице Керимбаева Бориса Тукеновича.
О госпитале
- А сколько сегодня участников афганских событий в Алматы находится?
- В Алматы 2398.
- А инвалидов из них сколько?
- Из них почти половина.
- Решён ли вопрос со строительством нового госпиталя?
- Проблемы госпиталя не решены, они также у нас остаются. Сейчас в Казахстане 2 госпиталя: один на 90 койко-мест в Астане и у нас на 120 мест, но это уплотненный госпиталь. Поэтому люди спят там по 3-4 человека в комнате, хотя должны располагаться по 2 человека.
- Или даже по одному.
- Да, по одному. Но в связи с тем, что не хватает, поэтому решили, вот чтобы больше людей прошли реабилитацию. Вот это в старых госпиталях. А по новому госпиталю до сих пор вопрос стоит открытый. Никак не могут провести тендер на проектно-сметную документацию. Возможно, специально затягивается, непонятно. Но уже две компании, которые якобы выигрывали этот тендер, признаются недееспособными, и год целый теряется. Полгода они ничего не делают.
- А деньги выделяются?
- Ну, наверное, раз они выигрывают тендер. Поэтому здесь вопрос остаётся открытым. Думаю, что сейчас все-таки к весне мы опять поднимем этот вопрос. Туда, в эти госпитали подпадают почти 700 с лишним тысяч человек. Это и жертвы семипалатинского полигона, это и «афганцы», и «чернобыльцы» и другие. Там очень много категорий. А возьмём, к примеру, Беларусь. Маленькая страна, население 9 миллионов человек и там 6 реабилитационных центров для ветеранов. И все они, даже самые маленькие, минимум на 200 койко-мест.
- Даже в Узбекистане и Таджикистане ситуация лучше.
- Вот мы говорим, что мы впереди планеты всей. А если сопоставить с республиками СНГ, получается, не очень впереди. Поэтому здесь надо нам еще расти и расти.
Фото: Айгуль Омарова