Геополитика

Узбекистан, Туркменистан и Иран продвигаются в создании транзитного коридора

Редакция

18.10.2023

14 октября в Министерстве транспорта Узбекистана в режиме видеоконференции состоялись переговоры с министрами транспорта Казахстана, Турции, Туркменистана и Ирана о планах развития новых региональных транзитных коридоров. Это происходит на фоне расширения сотрудничества Ташкента, Ашхабада и Тегерана в создании нового коридора для перемещения грузов из Азии в Европу и обратно. В августе 2023 году представители Министерства транспорта Узбекистана и Министерства дорог и городского развития Ирана провели переговоры, целью которых было ускорить подписание соглашения о новом коридоре, проходящем через Узбекистан, Туркменистан и Иран. Представители обеих сторон также обсудили вопросы снижения платы за международный транзит через иранскую территорию и изучения потенциальных возможностей для увеличения объемов импорта и экспорта, поступающих в иранские порты Бендер-Аббас и Чабахар. Маршрут предусматривает унификацию тарифов и таможенных пошлин и планируется как важнейшее звено в рамках более крупного транспортного коридора Китай-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция-Европа.

Узбекистан, Туркменистан и Иран работают над совершенствованием транспортной логистики и административного управления между собой, стремясь сделать планируемый коридор реальностью. В 2022 году Ташкент договорился с Тегераном и Ашхабадом об упрощении правил перевозки грузов, следующих в турецкие и иранские морские порты. Министерства транспорта Узбекистана и Туркменистана также договорились об организации интермодальных перевозок в Турцию по коридору Узбекистан-Туркменистан-Иран и снижении платы за транзит.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Встреча представителей тюркских стран по продвижению железнодорожного грузового маршрута Средний коридор

Из Центральной Азии в Европу: Какой транспортный коридор является наиболее устойчивым?

Новые транспортные коридоры для Казахстана

Проект открывает возможности для предоставления особых привилегий сторонам, участвующим в этом трехстороннем формате. Например, Туркменистан ввел упрощенную систему получения туристической визы для узбекских водителей. Иран уже снизил плату за транзит, взимаемую с узбекских национальных перевозчиков, и стороны обсудили вопрос об упорядочении налогов на топливо. Недавно Тегеран и Ташкент договорились о создании двустороннего логистического центра и строительстве терминалов и складов с участием узбекских рабочих в иранских портах.

Безусловно, каждая страна преследует в этом проекте свои интересы. Тегеран стремится диверсифицировать возможные транспортные маршруты, особенно в ответ на санкции Запада против России. Эти санкции подчеркнули необходимость поиска и развития альтернативных транзитных маршрутов. В условиях жестких санкций Тегеран стремится извлечь выгоду из этих событий, расширяя сотрудничество со своими соседями для достижения своих стратегических целей.

Ташкент надеется улучшить свой доступ к европейским рынкам и облегчить доступ к рынкам Южной Азии. Не имеющий выхода к морю Узбекистан после прихода к власти талибов продвигает транзитные проекты через своих соседей, включая Афганистан, для выхода к портам Пакистана, Ирана и Азербайджана. Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры для грузоперевозок в восточном направлении: предлагается железнодорожный проект Узбекистан-Кыргызстан-Китай, железнодорожный проект Узбекистан-Афганистан-Пакистан для торговли в южном направлении, а также коридор Узбекистан-Туркменистан-Иран для транзита в западном направлении. В 2019 году Узбекистан присоединится к железнодорожному коридору Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран в рамках Международного транспортного коридора «Север-Юг», что позволит значительно сократить время транзита грузов, следующих из Китая в Персидский залив.

Для Туркменистана эти события являются частью более широких усилий Ашхабада по открытию традиционно изолированной страны для регионального сотрудничества. Правительство Туркменистана рассматривает некоторые механизмы открытия границ страны для облегчения транзита. Например, на границе с Ираном Туркменистан имеет четыре КПП - Баджгиран, Лотфабад, Инче-Борун и Сарахс, через которые проходит основная часть грузопотока. В августе 2023 году Ашхабад и Тегеран начали расширять переговоры о превращении общей границы в особую экономическую зону, стремясь активизировать сотрудничество с другими государствами Центральной Азии, прежде всего с Узбекистаном и Казахстаном. Кроме того, Туркменистан и Узбекистан договорились о создании двустороннего торгового центра вдоль общей границы, а обе страны строят современную автомагистраль, соединяющую Ашхабад с Туркменабатом.

Если Узбекистану, Ирану и Туркменистану удастся создать новый транспортный коридор, то этот проект расширит их доступ к Кавказу и Черному морю. Поскольку вопросы безопасности в Афганистане остаются нерешенными, этот маршрут может стать эффективной альтернативой, так как позволит избежать отмены долгожданной иранской железнодорожной линии Мазари-Шариф. Эта железная дорога позволит государствам Центральной Азии выйти через Иран в открытое море. Участие Туркменистана, кроме того, означает расширение доступа к Каспийскому морю для стран региона.

Однако активное развитие коридора не обходится без проблем. Первые соглашения по этому маршруту были подписаны еще в 2014 году. Проект не был реализован по неясным на тот момент причинам.

В последние годы реализация Узбекистаном, Ираном и Туркменистаном других транзитных проектов усилила оптимизм в отношении возможности создания более широкого коридора. Например, Ташкент и Ашхабад работают над созданием благоприятных условий для транзита грузов через Туркменбашинский международный морской порт. В декабре 2019 года Ташкент достиг договоренностей с рядом стран АТР по использованию и развитию ряда важнейших узлов на маршруте Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Европа. Открытие в 2022 году нового транспортного коридора из Китая в Турцию, проходящего через Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Иран, создало импульс для успешного открытия коридора Узбекистан-Туркменистан-Иран.

Многие из различных транзитных инициатив, согласованных Ташкентом, Ашхабадом и Тегераном в прошлом, не были полностью реализованы. Они потерпели неудачу из-за неразвитости инфраструктуры, финансовых проблем, а также из-за конкуренции и нестабильности в регионе. Не говоря уже о том, что Россия традиционно доминировала в региональном транзите. Теперь же маршруты, проходящие через Россию, не кажутся столь привлекательными из-за западных санкций, и региональные державы обращают на это внимание. Уменьшение влияния Москвы дает возможность таким странам, как Узбекистан, Туркменистан и Иран, воспользоваться этим вакуумом и стать ключевыми игроками в региональной торговле и транзите.

Источник: Uzbekistan, Turkmenistan, and Iran Forge Ahead With Proposed Transit Corridor - Jamestown

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

Наводнения между Россией и Казахстаном

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН

«Киелі мекен» акциясына алакөлдіктер де атсалысуда

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии