Геополитика

Встреча представителей тюркских стран по продвижению железнодорожного грузового маршрута Средний коридор

Редакция

11.10.2023

Национальные железнодорожные операторы пяти стран-членов Организации тюркских государств (ОТГ) - Турции, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана, а также страны-наблюдателя Туркменистана - встретились для обсуждения возможностей увеличения объемов железнодорожных грузоперевозок и развития транзитного маршрута «Средний коридор» на первом Мультимодальном транспортно-логистическом форуме ОТГ, прошедшем в Стамбуле 13-14 сентября.

Недавно назначенный министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдулкадир Уралоглу заявил, что страна «уделяет большое внимание» увеличению объемов железнодорожных перевозок между членами ОТГ и находится на последних этапах заключения соглашений с некоторыми из них.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Из Центральной Азии в Европу: Какой транспортный коридор является наиболее устойчивым?

Новые транспортные коридоры для Казахстана

Развитие транскаспийского торгового маршрута

Уже внедрена система электронных разрешений с Узбекистаном, обеспечивающая мгновенный доступ к таможенной документации в режиме онлайн, что, по его мнению, позволит увеличить объем железнодорожных перевозок между двумя странами в 10 раз. Турция планирует внедрить аналогичные системы и с другими торговыми партнерами.

Уралоглу добавил, что Турция тесно сотрудничает с Азербайджаном для реализации потенциала давно обсуждаемого Зангезурского коридора, а также пытается возобновить железнодорожный коридор из Турции в иракский порт Басра.

На первом заседании форума высокопоставленные представители железнодорожных операторов шести государств рассказали о том, что они делают для увеличения объемов железнодорожных перевозок, и изложили свои планы по дальнейшему развитию.

Игбал Гусейнов, заместитель председателя ЗАО «Азербайджанские железные дороги», отметил, что географическое положение Азербайджана делает его «ключом» к маршруту «Среднего коридора». Он высказал мнение, что ОТГ необходима общая «дорожная карта», определяющая шаги, которые должны предпринять все шесть стран-участниц.

Ануар Ахметжанов из Совета по стратегии «Казахстан Темир Жолы» сообщил о большом росте железнодорожных перевозок между Казахстаном и соседними странами. За первые восемь месяцев 2023 года объем перевозок в Россию увеличился в три раза, после пятикратного роста в 2022 году.

По его словам, для увеличения пропускной способности Среднего коридора Казахстану необходимо решить три основные задачи:

  • узкие места в инфраструктуре, для преодоления которых, согласно отчету ЕБРР, потребуются инвестиции в размере 20 млрд евро;
  • нехватка подвижного состава, к решению которой КТЖ приступил, закупив в этом году 100 вагонов;
  • мягкие барьеры, такие как таможенные формальности, которые, по его мнению, могут быть решены совместными усилиями шести государств по устранению ненужной волокиты.

Азамат Сакиев, Генеральный директор Государственного предприятия «Национальная компания «Кыргыз темир жолу», сообщил, что в Кыргызстане разрабатывается проект новой транзитной железной дороги, связывающей восточного соседа Китая с западным соседом Узбекистаном.

Поезда будут следовать из Китая в Европу не через Казахстан и Россию, а через Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турцию, что позволит сократить время в пути на 900 км и восемь дней. После того как в 2021 году было завершено технико-экономическое обоснование и подписаны трехсторонние соглашения, три страны приступили к разработке финансовой модели строительства линии протяженностью 523 км, из которых 260 км будут проходить по территории Кыргызстана. Ожидается, что активная разработка начнется в следующем году.

Зуфара Нарзуллаева председатель правления «Узбекистон темир йуллари», подтвердил планы участия в строительстве линии из Китая, что потребует строительства 50 км новой трассы в Узбекистане. Он также подтвердил заинтересованность UTY в строительстве железнодорожной ветки к Индийскому океану через Афганистан и Пакистан, по которой уже подписаны соответствующие протоколы.

Нарзуллаев также пояснил, что в Узбекистане начато производство собственных вагонов 100% узбекского производства.

Уфук Ялчин, председатель и генеральный директор государственного транспортного управления Турции «TCDD», отметил, что из шести стран-участниц ОТГ только Турция использует ту же ширину колеи, что и Европа, - 1 435 мм. В настоящее время Турция занимается реконструкцией линии Стамбул - Болгария, которая, по его словам, будет играть важную роль в качестве западного конца Среднего коридора.

После форума состоялось второе заседание «круглого стола» руководителей железнодорожных администраций стран OTS. На нем обсуждались вопросы создания альтернативных экономически эффективных международных железнодорожных коридоров через страны-участницы, а также достигнута договоренность о продолжении совместных усилий по увеличению объемов железнодорожных грузоперевозок.

19 сентября государственные СМИ Азербайджана сообщили, что программа Европейского инвестиционного банка «Инвестиции в соединяемость в рамках Восточного партнерства» участвует в проекте, реализуемом Министерством цифрового развития и транспорта Азербайджана, направленном на привлечение опыта ЕС для поддержки железнодорожного сектора страны. Целью проекта является достижение европейских стандартов и повышение транзитного потенциала Азербайджана и Среднего коридора.

Источник: Organization of Turkic States promotes Middle Corridor rail freight route | Railway Gazette International

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Жетісай ауданында экоакция аясында 300 түп ағаш әктелді

Казахстан и Азербайджан: преодоление водного разрыва

Как Александр Солженицын стал духовным гуру Путина

За 30 дней до Победы

Аида Балаева: Не надо терпеть. Разводиться не стыдно

Колоссальные наводнения ошеломили Казахстан

Топ-тема

Другие темы

ИНТЕРВЬЮ | 12.04.2024

И нужен нам берег турецкий!

АНАЛИТИКА | 12.04.2024

В этот день. О полетах и не только

ОБЩЕСТВО | 11.04.2024

Жетісай ауданында экоакция аясында 300 түп ағаш әктелді

ИНТЕРВЬЮ | 11.04.2024

В основе интереса Запада – экономика, прежде всего

ГЕОПОЛИТИКА | 11.04.2024

Казахстан и Азербайджан: преодоление водного разрыва

КУЛЬТУРА | 10.04.2024

Читаем сами. В Казахстане бум формата театральных ридингов