Казахстан в рамках новых усилий по устранению препятствий в транспортном коридоре в обход России достиг договоренности с Азербайджаном и Грузией о создании логистической компании, которая будет находиться под совместным управлением и владением.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Введет ли ЕС санкции против Центральной Азии?
ЕС нацелился на Центральную Азию в стремлении остановить попадание санкционных товаров в Россию
Соглашение было подписано на прошлой неделе в завершение поездки премьер-министра Казахстана Алихана Смаилова в страны Южного Кавказа.
Целью создания компании будет упрощение процесса транспортировки грузов между Китаем и Европой и упорядочение процесса тарификации.
Пессимистичный анализ перспектив Транскаспийского международного транспортного маршрута, или Среднего коридора, как его еще называют, часто ссылается на то, что грузы должны пересекать множество государственных границ. Азербайджано-грузино-казахская логистическая компания рассматривается как способ преодоления этого препятствия.
Уже достигнут значительный прогресс в облегчении прохождения грузов.
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана сообщило, что время доставки товаров из Китая в Европу по транскаспийскому маршруту сократилось за последний год с 53 дней до 18-23 дней. Цель - снизить этот показатель еще больше, до 10-15 дней.
Хотя физические объемы грузов относительно скромные, тенденция положительная. С начала года по июнь объем грузоперевозок по весу на маршруте превысил 1 миллион тонн, что на 64 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Но если время доставки можно сократить за счет эффективной координации, то объемы невозможно увеличить без инвестиций в новую инфраструктуру.
Как пояснил Гайдар Абдикеримов, генеральный секретарь ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут», препятствием, в наибольшей степени ограничивающим транзитный потенциал Каспия, является Южный Кавказ. По его словам, неразвитая портовая инфраструктура ограничивает пропускную способность и вызывает заторы.
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили признал эту проблему во время встречи со Смаиловым.
«Мы сотрудничаем, чтобы устранить препятствия на маршруте и сделать Средний коридор еще более привлекательным для стран Центральной Азии, Китая и других азиатских стран в целом», - сказал Гарибашвили.
Он также сообщил, что власти Грузии работают над модернизацией железнодорожной сети и строительством нового порта.
В ходе поездки Смаилова было сделано много других дел, связанных со связью. Одно из 10 двусторонних соглашений, подписанных им с Азербайджаном, предусматривает увеличение числа разрешенных рейсов между двумя странами с 32 в неделю до 42.
Астана заявляет, что ее цель - увеличить экспорт в Азербайджан, чтобы достичь $1 млрд в двусторонней торговле по сравнению с $500 млн, зарегистрированными в 2022 году.
Среди соглашений, заключенных в Грузии, было соглашение об увеличении мощности Батумского нефтяного терминала, который принадлежит Казахстану и обеспечивает казахстанской нефти выход на черноморский рынок. Этот коридор рассматривается как особенно важный компонент стратегии Казахстана по снижению зависимости от российской территории для экспорта своей нефти.
Источник: Azerbaijan, Georgia, Kazakhstan harmonize efforts on route bypassing Russia | Eurasianet
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников