Алматы 16.03.2023 6542

Центральной Азии необходим новый подход к безопасности

Ответы правительств на недавние беспорядки, как правило, следуют знакомому сценарию, который отвлекает от реальных проблем, с которыми сталкиваются люди, подпитывая циклы насилия.


После трех десятилетий независимости, последовавших за распадом Советского Союза, страны Центральной Азии продолжают сталкиваться с проблемами стабильности и управления. В прошлом году в трех из пяти стран региона - Казахстане, Таджикистане и Узбекистане - произошли масштабные внутренние волнения, а разрушительный трансграничный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном стал крупнейшей трансграничной эскалацией в регионе. Многие из этих событий происходят по схожему сценарию: рост напряженности и недовольства граждан приводит к протестам, на которые дается жесткая и непропорциональная реакция, включая применение силовиками оружия на поражение, что подпитывает дальнейшее недоверие между властями и населением.

Первый кризис разразился в Казахстане в январе 2022 года, спровоцированный внутренними обидами и недовольством ростом цен на топливо и неравными условиями жизни, что привело к гибели 238 человек. В большой, но малонаселенной Горно-Бадахшанской области Таджикистана, где проживает этнически и лингвистически обособленное население, давняя напряженность вылилась в майские столкновения между общинами и властями из-за задержания местных лидеров и жителей, которые столкнулись с преследованиями со стороны правительства, в результате десятки смертей. В другом месте изменения конституционного статуса Каракалпакской автономной Республики Узбекистана, а также другие социально-экономические факторы вызвали беспорядки в июле и, согласно официальным данным, привели к гибели 21 человека.

Во всех трех случаях первой реакцией многих правительств стран региона, например президента Казахстана, было возложение вины на вмешательство «иностранных групп» (как внутри региона, так и за его пределами), стремящихся создать нестабильность или ослабить сплоченность своих стран. Это не новое явление, поскольку в беспорядках в постсоветских странах уже давно обвиняют внешнее вмешательство - утверждения, которые часто усиливаются региональными державами, такими как Россия. Но в прошлом году их было больше, чем обычно.

Это вызывает беспокойство по двум причинам. Во-первых, это говорит о том, что законные повседневные заботы людей часто игнорируются, а вместо этого в них обвиняются абстрактные, далекие иностранные интересы. Хотя иностранные государства могут иметь определенную степень влияния, протесты или волнения часто вызваны проблемами, которые находятся гораздо ближе к дому и связаны с вопросами, влияющими на повседневную жизнь людей, такими как неадекватная инфраструктура, ограниченные возможности трудоустройства, высокая стоимость жизни, отсутствие прозрачности и подотчетности, а также нарушения политических прав. Во-вторых, когда правительства направляют внимание на международные группы, мишенями становятся организации гражданского общества, СМИ и активисты, поскольку многие из них получают столь необходимую поддержку из-за рубежа. Вместо того чтобы пытаться создать нестабильность, многие из этих групп гражданского общества работают над решением тех самых проблем, которые в первую очередь могут привести к недовольству и беспорядкам.

От мелкого насилия к более широкому отсутствию безопасности

Существует множество случаев, когда насилие и отсутствие безопасности в небольших масштабах может привести к возникновению более серьезных общественных проблем, если не принять меры. Например, проблемы маргинализации или изоляции, или отсутствие возможностей для работы могут привести к вербовке в экстремистские или преступные группировки. Другим примером эндемического отсутствия безопасности является домашнее насилие, которое представляет собой огромную проблему для сообществ по всему миру и имеет далеко идущие последствия. В Узбекистане в 2020 году в полиции было зарегистрировано 14 774 случая гендерного насилия, но цифры, скорее всего, гораздо выше из-за повсеместного отсутствия отчетности в консервативном обществе, которое рассматривает домашнее насилие как частное дело, особенно в отдаленных сельских районах.

Такие факторы, как COVID-19, усугубили проблему из-за ограничения передвижения и близкого соседства жертв и правонарушителей, а также увеличения давления, которое может привести к насилию, например, отсутствие возможностей для работы. Хотя правительство Узбекистана предприняло усилия по борьбе с домашним насилием с тех пор, как Шавкат Мирзиёев стал президентом в 2016 году - в том числе посредством двух указов 2018 года о домашнем насилии и социальной реабилитации - остается широкий спектр препятствий для реализации, включая общественные нормы, отсутствие осведомленности о юридических и человеческих правах, низкий потенциал приютов и реабилитационных центров, недостаточные средства для содержания этих приютов и отсутствие последствий для виновных. Также существует отсутствие координации между многими учреждениями, отвечающими за поддержку пострадавших, пробелы в законах и процедурах и различия в подходах (например, между судами и полицией).

Согласно исследованию, опубликованному International Alert в 2021 году, в результате семейного насилия в Таджикистане многие молодые люди вступают в преступные или насильственные группировки или, во многих случаях, повторяют цикл насилия, когда у них появляются собственные семьи. Это усиливает вредные гендерные нормы, которые ограничивают доступ девочек к среднему образованию и трудоустройству, а также закрепляет среди мальчиков и мужчин идею о том, что насилие является лучшим решением их проблем, будь то политические или бытовые проблемы. Результаты этих исследований показывают, что программы по обеспечению средств к существованию и инициативы по улучшению психического здоровья - в сочетании с усилиями по борьбе с вредными стереотипами - могут помочь изменить гендерные нормы, которые, наряду с другими факторами, способствуют домашнему насилию и насилию со стороны сексуального партнера.

Наш опыт работы в регионе также показал четкую связь между домашним насилием и более широкими проблемами безопасности, такими как экономическая зависимость и стигматизация. Общины, которые мы исследовали, подчеркнули связь между этими вопросами. Например, когда мы беседовали с жителями Бохтарского района Хатлонской области Таджикистана в 2017 году, почти половина из них назвали насилие в семье (например, между родителями или в отношении детей) одним из основных факторов, способствующих уязвимости к вербовке в насильственные группы, а 84% сказали, что сталкивались с психологическим или физическим насилием дома. В результате они предпочли бы, чтобы власти сосредоточились на борьбе с вредными гендерными нормами и домашним насилием как движущими факторами такой вербовки, а не на несколько туманном вопросе «насильственного экстремизма».

Люди по всему региону рассказали, что не только домашнее насилие может привести к раздорам, насилию и беспорядкам, но и вредные гендерные нормы и экономические условия, и что они связаны не только с ожиданиями женщин, но и мужчин. Например, ожидается, что мужчины должны быть кормильцами и обеспечивать свои семьи. Из-за сложных экономических условий многие не могут этого делать, что приводит к психологическому давлению и поиску альтернативных способов оправдать ожидания общества, в том числе путем установления (насильственного) господства дома или вступления в преступные или насильственные группировки для получения стабильного дохода и ощущения статуса или идентичности.

Лучший способ, которым правительства могут предотвратить конфликты и нестабильность, — это прислушиваться к проблемам своих граждан и работать над их решением, а не уходить от ответственности. Эти проблемы могут включать ряд экономических факторов, а также различные формы насилия, отчуждения и маргинализации, вредные гендерные нормы, которые подпитывают насилие в семье, или управление, которое является непрозрачным или не реагирует на потребности сообщества. Действительно, устранение этих основополагающих факторов не только приносит пользу сообществам, но и создает более стабильные общества. Многие национальные и международные инициативы сосредоточены на таких проблемах, как насильственный экстремизм, а не на проблемах, которые, по мнению сообществ, влияют на их повседневную жизнь. Анализ, проведенный Saferworld, показал, что программы, сосредоточенные исключительно на насильственном экстремизме, рискуют пренебречь основными факторами конфликта, выявленными сообществами.

Если игнорировать эти проблемы, они рискуют вылиться в более широкое недовольство, что мы и наблюдали в прошлом году. Это означает не только рассмотрение очевидных взаимосвязей - таких как цены на топливо или другие экономические проблемы, приводящие к недовольству, - но и поощрение более тесного сотрудничества для решения социальных проблем, которые делают сообщества менее безопасными. Как мы постоянно видим в ходе тесной работы с общинами, это предполагает решение жестких гендерных норм, которые сдерживают рост, ведут к насилию в отношении женщин и способствуют большему принятию насилия как способа разрешения конфликтов.

Вступайте в гражданское общество

Гражданское общество должно сыграть решающую роль в решении этих основных проблем, поскольку оно часто пользуется большим доверием и находится ближе к сообществам, с которыми работает. Местные жители часто чувствуют себя более комфортно, делясь своими проблемами с организациями гражданского общества, поскольку они не сосредоточены на узких приоритетах национальной безопасности и не представляют напрямую государственные институты, которым люди могут не доверять. Они также предлагают различные подходы к решению местных проблем, опираясь на разнообразные знания и ресурсы.

Например, в Кыргызстане и Узбекистане наши партнеры дополняют усилия правительства и помогают наладить связь между государственными органами и сообществами через платформы совместного решения проблем, где местные проблемы определяются и расставляются по приоритетам, а совместные решения предлагаются на основе принципов прозрачности и инклюзивности. Они также выступают за инициативы, которые более чувствительны к местной динамике и осуществляются под непосредственным руководством людей, которых это касается.

К сожалению, во многих случаях гражданское общество рассматривается властями как угроза, а не как потенциальный партнер, который может дать огромные преимущества на местном уровне. В регионе наблюдается растущая тенденция препятствовать работе НПО, при этом многие из них сталкиваются с давлением, вынуждающим их полностью прекратить свою работу или отложить в сторону некоторые вопросы, например права человека. Власти также часто считают, что платформы, позволяющие людям высказывать свои опасения, только способствуют большей нестабильности - в отличие от клапана давления, где гражданское общество и государственные органы работают вместе с людьми над решением проблем до их эскалации. Поэтому важно, чтобы гражданское общество, международные организации, дипломаты и меценаты продолжали приводить доводы в пользу открытия диалога со свободным гражданским обществом, способным проникнуть в суть многих источников конфликтов и отсутствия безопасности.

Что дальше?

Недавняя нестабильность в Центральной Азии требует пристального внимания со стороны как правительств, так и гражданского общества. Правительства должны признать, что вместо того, чтобы быть угрозой, гражданское общество играет важнейшую роль в выявлении повседневных проблем людей и является важным партнером властей для совместного решения этих проблем. Если делать это на ранней стадии, то это поможет деэскалировать местные конфликты и предотвратить перерастание недовольства в насилие, как это произошло в 2022 году.

Местные власти и гражданское общество должны работать над совместными планами действий и содействовать диалогу, включая поддержку совместных платформ, таких как рабочие группы по безопасности сообществ, или, если таковых не существует, помощь в создании новых. Международные меценаты также являются важнейшим спасательным кругом для гражданского общества перед лицом сложных проблем, и они должны продолжать оказывать поддержку, разделять часть рисков и разъяснять правительствам преимущества предоставления этим организациям возможности беспрепятственно выполнять свою работу. Международное сообщество также может побудить правительства стран региона рассматривать гражданское общество как партнеров, а не противников. Многие правительства в регионе считают, что безопасность находится исключительно в их компетенции, и поэтому упускают преимущества более консультативных и ориентированных на людей подходов - аргумент, который международные организации и дипломаты могут продолжать приводить, чтобы повысить заинтересованность правительств. Они также могут поддерживать усилия по обмену опытом на региональном уровне путем укрепления доверия через границы, подчеркивать важность региональной интеграции и работать над укреплением региональной автономии.

Меценаты и международные представители также могут задать себе критические вопросы о том, как эффективно решать конфликты, общаясь более непосредственно с местными организациями и поддерживая определенные на местах приоритеты, которые отражают ежедневные проблемы людей, затронутых конфликтом. Эти приоритеты можно усилить, добиваясь соблюдения международных обязательств (таких как Цели устойчивого развития), разрабатывая более эффективное национальное законодательство (например, различные законы и предлагаемые инициативы по борьбе с гендерным насилием), или выступая за эффективные местные подходы, которые подчеркивают вовлеченность, прозрачность и подотчетность.

Внимание правительств и доноров к экстремизму или иностранному вмешательству часто игнорирует основные факторы, побуждающие людей к насилию. Пропаганда и вербовка насильственных групп в основном увенчиваются успехом, когда люди чувствуют, что их проблемы не услышаны или не решены их правительствами. Наиболее эффективным способом решения этих проблем является обеспечение инклюзивных и отзывчивых услуг, а также путей, через которые люди могут высказать свои проблемы, и гражданское общество часто лучше всего способно оказать поддержку. В конечном счете это позволит подорвать насильственный экстремизм путем устранения его коренных причин.

Илья Джонс - советник по региональным конфликтам и безопасности организации Saferworld Central Asia, базирующейся в Бишкеке, Кыргызстан.

Шамсия Рахимшоева - региональный координатор по мониторингу, обучению, оценке и гендерным вопросам организации Saferworld Central Asia.

Анализ домашнего насилия, о котором шла речь выше, был проведен в рамках работы Saferworld и Истиклол Авлоди в Узбекистане, финансируемой Институтом мира США.

Источник: Central Asia Needs a New Approach to Security | United States Institute of Peace (usip.org)

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция