Более того, Казахстан получил поддержку благодаря стратегическим отношениям, которых нет ни у Украины, ни у Грузии, ни у Молдовы - а именно, углубляющемуся сотрудничеству с Пекином. Китай не только претендует на роль мировой державы с кучей денег, но и имеет общую протяженную границу с Казахстаном, что делает Пекин необходимым противовесом Москве. Казахстан также является важнейшей артерией в рамках разрастающейся и пока еще не реализованной китайской инициативы «Пояс и путь» (BRI) и служит воротами для Пекина в его стремлении перестроить евразийскую геополитику.
Особые отношения Китая с Казахстаном нашли свое отражение в том, что председатель КНР Си Цзиньпин решил посетить Астану в рамках своего первого официального визита за рубеж после пандемии COVID-19. Во время своей поездки китайский лидер подчеркнул, что Пекин поддерживает независимость своего соседа, и пообещал защищать территориальную целостность Казахстана. В то время это послание было воспринято как предупреждение внешним державам, но завуалированный характер и время заявления могут указывать на то, что оно предназначалось непосредственно для России.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Фрагментация Центральной Азии?
Казахстан и Средняя Азия в рейтингах 2022 года
Что не так с государственным капитализмом в Казахстане?
В то время как Россия продолжает войну против Украины, расширение сотрудничества с Китаем представляется весьма выгодным для Астаны. Действительно, две страны расширяют железнодорожное сообщение для увеличения транзита и двусторонней торговли. Однако грань между благотворной зависимостью и токсичными, односторонними отношениями всегда опасно тонка. Правительство Казахстана осознает это, что объясняет, почему страна не хочет становиться еще одним младшим партнером российско-китайского «кондоминиума», предпочитая вместо этого диверсифицировать свои внешние отношения путем наведения мостов с другими амбициозными игроками в Евразии.
В этих усилиях Турция играет ключевую роль. Связи Астаны с Анкарой укрепляются, о чем свидетельствует недавний визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Казахстан, который, в свою очередь, стал продолжением долгожданной поездки президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Турцию в мае 2022 года. В ходе визитов оба лидера подчеркнули необходимость расширения торговых и политических связей, а также растущее значение Среднего коридора.
Помимо Анкары, Астана смотрит еще дальше на запад, налаживая сотрудничество с Европейским союзом, который, на фоне своего открытого соперничества с Россией, особенно заинтересован в укреплении более тесных связей с Казахстаном. Во время своего визита в страну в октябре 2022 года председатель Европейского совета Шарль Мишель заявил, что двусторонние отношения укрепляются, и охарактеризовал Казахстан как «главный экономический центр» в регионе. 16 и 17 ноября Верховный представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель также посетил Астану, отметив 30-летие дипломатических отношений между Казахстаном и ЕС.
Важнейшим компонентом нового геополитического видения Казахстана является расширение Среднего коридора. На фоне войны России против Украины Казахстан подвергся ряду периодических закрытий нефтеэкспортных трубопроводов со стороны России, что подтолкнуло Токаева к официальному заявлению о необходимости поиска новых транзитных маршрутов. Таким образом, дальнейшее развитие Среднего коридора, несомненно, останется центральным пунктом планов Астаны в 2023 году.
Хотя Китай и Россия считают себя (и по праву) важнейшими участниками евразийских связей, Казахстан не менее амбициозен: здесь была запущена китайская инициатива BRI, а идея создания Евразийского экономического союза принадлежит бывшему президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Таким образом, позиционирование Казахстана как крупного евразийского транзитного и энергетического узла является частью давних амбиций Астаны и поможет стране наконец-то занять достойное место в постсоветском мире.
Многовекторная внешняя политика Астаны, однако, не означает, что Казахстан полностью пересматривает свои связи с Россией. Скорее, казахстанское правительство стремится к большим гарантиям и гибкости в двусторонних отношениях. Действительно, дополнительная безопасность приходит с возможностью играть на стороне одной державы. На самом деле, казахстанское руководство знает, что Москва нуждается в поддержке и сотрудничестве Астаны по многочисленным инициативам в Евразии. И несмотря на то, что в течение 2022 года взаимные подозрения многократно усилились, что может серьезно повлиять на двусторонние отношения, Казахстан также нуждается в России как в важнейшем игроке в своей внешней политике. Без России Казахстан может легко стать чрезмерно зависимым от Китая.
Возможно, это объясняет, почему Токаев стремится поддерживать дружественные отношения с Россией. Например, Путин и Токаев встретились друг с другом в Сочи в августе 2022 года, обсудив возможные подходы к укреплению торгового и инвестиционного сотрудничества. В октябре 2022 года Путин прибыл в Астану для участия в шестом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Кроме того, российско-казахстанские отношения остаются в целом прочными как на дипломатическом, так и на экономическом уровнях. В 2021 году двусторонняя торговля между двумя странами достигла рекордно высокого уровня в 24,5 млрд долларов, и оба правительства поддерживают обширные связи в области обороны и безопасности.
В конечном итоге, война в Украине изменила геополитический ландшафт Евразии. Ослабление позиций России в Центральной Азии является потенциальным благом для Казахстана. Аналогичным образом, это открывает дверь для расширения иностранного экономического и дипломатического участия в Центральной Азии. Поэтому Астане придется действовать осторожно, чтобы не разозлить Китай и Россию, поскольку обе евразийские державы крайне нетерпимо относятся к растущему участию внешних сил в регионе. Несмотря на это, в 2023 году Казахстан находится в благоприятном положении для повышения своего лидерства и влияния во всей Центральной Азии.
Источник: Kazakhstan’s Expanding Multi-Vector Foreign Policy - Jamestown
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников