Геополитика

Реинкарнация колониализма

Владислав Юрицын

14.01.2026

Белый дом в ситуации с Латинской Америкой выпустил джинна колониализма на глобальный простор

Проигрывая Китаю глобальную конкуренцию, США активировали силовой ресурс. Многих в Латинской Америке (и не только) это напугало. Но, в отличии от ситуации с англичанами и туземцами, Вашингтон не может заявить — «у нас пулеметы есть, а у вас нет». Логика развития событий предполагает, что другие игроки тоже будут пробовать свои военные мускулы в прикладных вопросах.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Под ударом «Южного копья»

Государство-пират XXI века

Доктрина Трампа. Европа стала врагом США

Карибский бассейн

Карибское море — родина пиратства в Западном полушарии. Тогда пиратство — плюс корсарство — выступало специфической формой перераспределения сокровищ и колониальных товаров между европейскими государствами, занятыми колонизацией Нового света. 

В XXI веке после похищения американцами президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его жены Силии Флорес флибустьерство со стороны США выступает формой перераспределения влияния от Китая в пользу Вашингтона. Попутно затрагиваются интересы и таких игроков, как Россия или Испания, но все-таки на первом месте объективно конкуренция с Поднебесной. 

После захвата американцами серии российских танкеров стало понятно, что Кремль не готов ответить на эскалацию со стороны Белого дома. Теперь в игру вступает флотилия китайских танкеров, которые идут в Венесуэлу под погрузку. К моменту выхода статьи суда КНР еще не доберутся до венесуэльских причалов, а потому мы пока не знаем финала интриги. 

Если китайские суда беспрепятственно совершат рейс за нефтью, то международный расклад будет одним, а в случае силового давления на танкеры со стороны Соединенных Штатов — другим. В любом случае Поднебесная уже показывает Дяде Сэму, что вызов принят. 

Каракас не был изолированным игроком в Карибском бассейне. Венесуэла достаточно плотно взаимодействовала с Кубой, Мексикой и Никарагуа. В настоящее время боливарианская республика практически нокаутирована. США продают венесуэльскую нефть. Не совсем понятно, как это выглядит с правовой точки зрения, но технически процесс идет. Сможет ли получить венесуэльскую нефть Китай — скоро узнаем, но с 3 января 2026 года поставки прервались. 

В настоящее время Белый дом диктует Каракасу, что ему делать, как своей полноценной колонии. Именно колонии, а не неоколонии. И пока военно-политическая верхушка Венесуэлы слушается — вот уже начала освобождение заключенных по требованию Соединенных Штатов. 

Кейс с Мадуро сильно напугал власти Никарагуа. Венесуэла по латиноамериканским меркам считалась серьезной военной державой, тогда как Манагуа с армией в 14 тысяч человек против Пентагона вообще ловить нечего. Никарагуанский лидер Даниэль Ортега всех 60 с лишним человек, которых потребовали освободить из-под стражи американцы, выпустил уже на следующий день. А так годами сидели, и никакому давлению Никарагуа не поддавалась. 

Президент Мексики Клаудия Шейнбаум пока позволяет себе самостоятельную линию. Мексиканцы отправили танкер с нефтью на Кубу, поскольку венесуэльское «черное золото» в Гавану больше не идет. Еще в Мехико довольно прохладно отнеслись к угрозе Дональда Трампа провести наземную операцию против мексиканских наркокартелей. А ведь на фоне головокружения от успехов Белый дом может как минимум попытаться.

Весовая категория

Геополитическая весовая категория Мексики не измеряется параметрами собственно государства, хотя сама по себе страна весьма крупная и развитая. Население в 132 млн человек, территория — под 2 млн квадратных километров. А еще у Мехико 12-е место по номинальному ВВП в мире (по паритету покупательской способности тоже). 

По подсчетам специалистов, центральное правительство контролирует 67% территории Мексики. Остальной площадью заведуют наркокартели. Причем контроль столь плотный, что наркомафии приходится заниматься даже вопросами ЖКХ и социального обеспечения. Сам по себе факт скорее печальный, но в свете потенциального вторжения со стороны США мощь наркокартелей играет совсем другими красками.

Эволюционируют не только банки, НКО и футбольные клубы, но и транснациональная преступность. Лидером в данном сегменте выступают мексиканские наркокартели, задающие тренды в организационных, логистических, финансовых, силовых и прочих вопросах. Размах их деятельности принял такие масштабы, что эксперты рекомендуют истеблишменту Демократической и Республиканской партий США сбавлять взаимную конфронтацию. В случае скатывания Штатов в вариации гражданской войны наркокартели Мексики в состоянии взять под действенный контроль значительную часть американской территории. 

Наркокартели не раскрывают своей бухгалтерии, однако внешние эксперты утверждают, что обороты таких преступных организаций со штаб-квартирами в Мексике перевалили за 1 трлн долларов, из-за чего те и превратились в очень весомый фактор экономической, политической, социальной и военной реальности на обоих американских континентах.

Тектонические изменения в логистике за 90-е годы прошлого века привели к тому, что потоки кокаина из Колумбии, Перу и Боливии (в силу климатических условий там главные плантации коки) пошли сначала в Центральную Америку как перевалочную базу, потом в Мексику, а уже из ее 30 портов на обоих побережьях и густой сети автомобильных дорог в США.

В переломном 1993 году выручка мексиканских преступных группировок, специализирующихся на наркотиках, составила порядка 27 млрд долларов. Вроде бы не так уж и много, но все-таки вровень с годовыми доходами Мексики от экспорта обычных товаров. К тому же речь идет о долларах начала 1990-х, то есть куда более «тяжелых» по покупательской способности. 

А потом в бесспорные лидеры вырвался наркокартель «Синалоа». Он стал первым вертикально интегрированным диверсифицированным предприятием. Помимо кокаина в картеле занимались производством и экспортом героина, марихуаны и метамфетамина. 

В 2012 году производимый «Синалоа» в высокогорьях Колумбии и Перу килограмм кокаина стоил примерно 2000 долларов. На территории Мексики его цена взлетала до 10 тысяч долларов (оптом). После пересечения границы США та же оптовая цена поднималась до 30 тысяч. Ну а розничная цена того же килограмма в Штатах превышала 100 тысяч. Следуя логике бизнеса, мексиканцы подмяли под себя на американской территории ту же бойкую колумбийскую мафию и включили ее в общую систему функционирования. 

В эпоху «Медельинского картеля» 30% доходов от производства, транспортировки и реализации наркотиков оставались в странах-производителях, а 70% рассасывались по банкам и другим финансовым институтам коллективного Запада. «Синалоа» перевернули финансовую пирамиду, и теперь львиная доля от доходов преступного бизнеса достается непосредственно мексиканским наркокартелям.

Попытка Дональда Трампа говорить с Мексикой на языке колониализма как минимум неуместная. Здесь хватает миллиардеров от легального и нелегального бизнеса, которые совершенно не мыслят в категориях подчинения Дяди Сэму. 

Силовые возможности мексиканских наркокартелей тоже впечатляют — свой спецназ с новейшим стрелковым оружием, всевозможными приспособлениями к нему, средствами связи, защитным снаряжением, ПЗРК, дронами и вертолетами (пока не ударными). Против армии Пентагона вроде как слабовато, но проверка порохом запросто может удивить. 

Китайский фактор

Вашингтон не может победить Пекин по правилам ВТО, и силовой акцией против Венесуэлы (в операции «Абсолютная решимость» участвовало более 150 самолетов) президент Трамп фактически активировал последний американский козырь — силовой ресурс. 

Вообще-то у США еще есть печатный станок, но ФРС — это не совсем национальная валютная система. Да и с баксом не все блестяще. В 2025 году золото смогло обогнать американские трежерис (долговые облигации казначейства) в структуре мировых золотовалютных резервов. За последние 25 лет использование доллара в качестве валютных резервов по миру снизилось с 61% до 41%. 

Куба наиболее жестко отреагировала на атаку против Каракаса и явно позиционирует себя в антиамериканском лагере. Мексика мягко, но четко поддержала Гавану в противостоянии с Вашингтоном делами. Теперь открытым остается вопрос, что реально может Китай в подбрюшье Соединенных Штатов? 

Прямая проекция китайской военной силы в Карибском бассейне затруднительна, но есть другие способы оказать поддержку партнерам Поднебесной. 

Глава дипломатии КНР Ван И провел дипломатическое турне по странам Африки. Причем побывал и в Эфиопии, и в Сомали, то есть рядом с китайской военно-морской базой в Джибути. Африка — это очень важно, но сдавать Латинскую Америку Штатам тоже нельзя. Если Дядя Сэм плотно утвердится в Западном полушарии, то неизбежно усилит натиск североамериканского империализма как в Индо-Тихоокеанском регионе, так и в Африке. 

По идее, Пекину сейчас самое время начинать операцию по возвращению Тайваня в родную гавань. Формально у США 12 авианосных ударных группировок. Но это на бумаге, как российская армия перед СВО. А в реальности «на ходу» всего три группировки (остальные в резерве, то есть не боеготовы здесь и сейчас) и одна уже задействована в Карибах. 

Война в Восточной Европе продолжается, а это тоже напряжение для Пентагона, который обеспечивает Украину оружием (за европейский счет), разведданными, целеуказаниями, технической и логистической поддержкой. 

Если Поднебесная эффективно поддержит Венесуэлу, Мексику и Кубу, то Вашингтон не сможет «пересобраться» на базе Западного полушария. А значит и его действия на всех других направлениях неизбежно потеряют в эффективности.

Колониальная риторика Дональда Трампа уже подкосила ресурс «мягкой силы» и морального авторитета Соединенных Штатов. Теперь нужна серия практических мероприятий, способных заставить Вашингтон выйти из роли крутого колонизатора. В общем, против пулеметов Дяди Сэма нужно использовать свои собственные.

Фото из открытых источников


Владислав Юрицын

Топ-тема