В то время как влияние Москвы в Центральной Азии, которое и так уже ослабевает, будет снижаться еще быстрее, Китай по-прежнему будет несколько неохотно брать на себя региональную гегемонию, опасаясь расстроить своего младшего партнера. Тем не менее, недавние визиты Си Цзиньпина в Казахстан и Узбекистан, самые богатые и самые густонаселенные страны Центральной Азии, соответственно, и другие действия Китая свидетельствуют о том, что Пекин все больше стремится отстаивать свои региональные интересы, даже за счет Москвы. Хотя рост Китая несет новые риски для региона, он также может принести и новые экономические возможности.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Смена гегемона Центральной Азии?
Ким Чен Ын - новый лучший друг Путина и Си
В недавней истории Пекин и Москва провели разделение труда в Центральной Азии: Китай играл ведущую экономическую роль, но в вопросах безопасности, включая восстание в Казахстане в январе этого года, которое было подавлено, в частности, возглавляемой Москвой Организацией Договора о коллективной безопасности, как правило, уступает России.
Способность и желание России сохранить свою роль в обеспечении региональной безопасности сомнительны. Действия российских военных в Украине были крайне невпечатляющими - потребуются годы, чтобы вернуть российские вооруженные силы к их довоенному состоянию. Хотя Россия останется важным игроком в вопросах безопасности в Центральной Азии, ее влияние ослабевает.
Китай, вероятно, заполнит этот вакуум безопасности, хотя и несколько амбивалентно. Народная Республика обладает вторыми в мире по мощности вооруженными силами и способна доминировать в сфере безопасности Центральной Азии. Однако Китай будет стараться минимизировать свою роль по политическим причинам. Пекин по-прежнему рассматривает Москву как полезного компаньона в своем соперничестве с Западом, особенно с США, и будет пытаться символически уступать Кремлю, когда это возможно, учитывая историческую роль России в регионе и необходимость успокоить самолюбие и тревоги Москвы. Более того, Центральная Азия является лишь третичным приоритетом для Пекина, который имеет большие амбиции в отношении Тайваня и Юго-Восточной Азии.
Тем не менее, Пекин имеет важные и растущие экономические интересы в Центральной Азии, поскольку в прошлом году Китай и пять стран Центральной Азии осуществили двустороннюю торговлю товарами на сумму 48 миллиардов долларов. Центральная Азия также является важным экспортером углеводородов и напрямую затрагивает экономические интересы Китая через газопроводы из Центральной Азии в Китай и косвенно - через экспорт нефти из Казахстана на запад. Центральная Азия также обладает хорошим потенциалом солнечной и ветровой энергии, что может обеспечить рынок для китайских производителей. Кроме того, за последний год удалось продвинуться вперед в строительстве железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан (ККУ); если она будет реализована, то сможет сократить расстояние между Китаем и Европой на 900 километров и сэкономить неделю времени на перевозку грузов.
Некоторые региональные экономические интересы Пекина противоречат интересам Москвы. Экспорт нефти и газа из Центральной Азии конкурирует с российским, а железная дорога ККУ также будет проходить в обход России.
Пекин также демонстрирует все большую готовность отстаивать свои региональные интересы.
В ответ на блокирование Россией экспорта казахстанской нефти Пекин остановил крупные инвестиции в Россию, предупредил государственные энергетические компании о необходимости избегать любых «поспешных» покупок и опубликовал в Пекине историю природного газа, в которой, как ни странно, отсутствует открывающийся в 2019 году газопровод «Сила Сибири», стоимостью 55 млрд. долларов. Посещая президента Казахстана за день до встречи с Путиным на саммите ШОС, Си также пообещал «решительно поддержать Казахстан в защите его независимости, суверенитета и территориальной целостности», предостерегая - явный намек на российские угрозы - от «вмешательства любых сил во внутренние дела вашей страны».
Пекин и Москва по-прежнему имеют много общих интересов в Центральной Азии. Обе стороны глубоко враждебны конституционной демократии под руководством Вашингтона и Брюсселя, болезненно относятся к региональным про-демократическим движениям и опасаются, что исламские экстремистские группировки могут использовать Центральную Азию в качестве плацдарма. Тем не менее, обе стороны могут вступить в борьбу за региональное влияние из-за противоречивых экономических интересов и интересов безопасности. В условиях, когда мощь и влияние России стремительно ослабевают из-за ее вторжения в Украину, Китай является наиболее важным региональным игроком, который все больше хочет и может отодвинуть своего более слабого, младшего партнера.
Хотя доминирующий в регионе Китай принесет новые риски для государств Центральной Азии, он может принести и экономические выгоды. Пекин традиционно гораздо более благосклонен к международной торговле, чем Москва, и более благосклонен к внутрирегиональным экономическим связям. Хотя страны Центральной Азии по-прежнему будут иметь ограниченное пространство для маневра из-за подавляющей власти своих авторитарных соседей, смена власти в регионе может принести новые возможности.
По материалам Eurasianet.org
Источник: China Replaces Russia As Dominant Force In Central Asia | OilPrice.com
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников