Геополитика

Ким Чен Ын - новый лучший друг Путина и Си

Редакция

15.09.2022

Пхеньян отказался от какого-либо сближения с Вашингтоном.

На этой неделе китайский лидер Си Цзиньпин должен встретиться с президентом России Владимиром Путиным в кулуарах саммита Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане. Поездка Си, включающая Узбекистан и Казахстан, станет его первым выездом за пределы Китая с момента начала пандемии COVID-19 два с половиной года назад. Это знак уверенности в том, что его отсутствие не будет означать проблем в преддверии предстоящего 20-го съезда партии, а также, возможно, удобный повод для откровенных слов с Путиным. Эта встреча станет их первой личной встречей с тех пор, как они объявили о партнерстве «без ограничений» незадолго до вторжения России в Украину - риторическое соглашение, которое в значительной степени обернулось против Китая в условиях глобального гнева и российских военных катастроф.

Но пока внимание сосредоточено на реакции Китая на войну в Украине, партнерство имеет еще одно важное значение для безопасности: Решение Северной Кореи сблизиться с обеими странами, поскольку Пхеньян категорически отказывается от переговоров с Вашингтоном по поводу своей программы ядерного оружия.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Крах путинских амбиций

Перелом в войне в пользу Украины

Вояж Путина и саммит НАТО

15 августа северокорейский лидер Ким Чен Ын направил Путину послание по случаю годовщины капитуляции Японии во Второй мировой войне. Ким приветствовал то, что он назвал растущим «стратегическим и тактическим сотрудничеством, поддержкой и солидарностью» между двумя странами.

Двумя неделями ранее, 1 августа, когда Китай праздновал основание Народно-освободительной армии, министр обороны Северной Кореи Ри Ен Гиль направил послание своему китайскому коллеге Вэй Фэнхэ. Согласно официальному Центральному информационному агентству Пхеньяна, «в послании подчеркивалось, что Корейская народная армия будет тесно проводить стратегические и тактические скоординированные операции с [китайскими военными]».

Формулировки в обоих случаях были поразительными. Впервые Пхеньян использовал фразу «стратегическое и тактическое» сотрудничество для описания своих отношений в сфере безопасности с Москвой и Пекином.

«Мы еще не видели ничего подобного», - отметил один бывший сотрудник американской разведки с большим опытом работы в Северной Корее, который попросил об анонимности, учитывая деликатность своей работы. «Я боюсь, что это предвестие того, что может произойти».

Теперь, согласно выводам американской разведки, Россия находится в процессе закупки миллионов ракет и артиллерийских снарядов у Северной Кореи для своей продолжающейся войны в Украине. В то время как освещение этого события в СМИ было сосредоточено на том, что оно означает для способности или неспособности Москвы снабжать собственные вооруженные силы, более широкое значение имеет перспектива укрепления военных связей между Северной Кореей, Россией и Китаем с потенциально значительными последствиями для безопасности в Северо-Восточной Азии.

Эти два заявления и новость о сделке по поставкам оружия стали последними в серии шагов Северной Кореи по еще большему сближению с двумя странами, которые уже были ее лучшими друзьями. Решающим поворотным моментом, по-видимому, стало февральское заявление Путина и Си о партнерстве «без ограничений».

Эта декларация подчеркнула изменение геополитического ландшафта, в котором Москва и Пекин, как никогда ранее, готовы объединить усилия, особенно для того, чтобы бросить вызов Соединенным Штатам, которые Китай все больше рассматривает как слабеющую державу в Азии. Для Кима это был момент удвоить свои и без того тесные связи с обеими странами. При этом северокорейский лидер полностью отказался от тех небольших надежд на улучшение отношений с Соединенными Штатами, которые он, возможно, еще сохранял.

При всей антиамериканской риторике Северной Кореи, восходящей к деду Ким Ир Сена, она уже давно рассматривала сближение - сделку по торговле своей ядерной программой в обмен на дипломатические и экономические связи с Вашингтоном - как средство снижения зависимости страны от двух гигантских соседей. Эта динамика достигла кульминации после двух встреч Кима на высшем уровне с тогдашним президентом США Дональдом Трампом в 2018 и 2019 годах. Однако теперь, как сказал бывший эксперт Госдепартамента по Корее Эванс Ривер, «Ким Чен Ын списал США со счетов».

Северная Корея никогда не признавала возможности сдачи своего ядерного оружия, но в последние месяцы все чаще звучат слова против такого варианта. 8 сентября Ким заявил, что Пхеньян «никогда не откажется от ядерного оружия... и нет абсолютно никакой денуклеаризации, никаких переговоров и никаких козырей, которые можно было бы обменять в этом процессе». Он также описал условия, при которых Северная Корея действительно применит свое оружие, и заявил о возможности превентивного применения, если его режим почувствует угрозу.

Это событие произошло после нескольких месяцев, в течение которых Северная Корея переборщила в своей и без того всесторонней поддержке Москвы и Пекина. Она была одной из пяти стран, проголосовавших в ООН против предложения, осуждающего вторжение в Украину, хотя многие воздержались, и ее поддержка России становится все более яростной. В июле она стала единственным государством, помимо России и Сирии, признавшим две так называемые республики, созданные Россией в Донбассе на востоке Украины.

И хотя перспектива направления Пхеньяном военного персонала для помощи русским в Украине все еще кажется надуманной, официальные лица в так называемых республиках и в Москве открыто рассуждают о том, что северокорейские рабочие будут направлены для помощи в восстановлении объектов, поврежденных в ходе боевых действий, что также обеспечит Пхеньяну столь необходимый доход.

Тем временем Северная Корея резко осудила августовский визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань, назвав его «непростительным», и выразила поддержку «всем решительным, справедливым и законным шагам, предпринятым китайской армией и правительством для решительного отпора произволу США... и достижения цели воссоединения Китая».

Китай и Россия ответили взаимностью, заблокировав новые санкции ООН против Северной Кореи за продолжающиеся ракетные испытания, призвав к отмене некоторых уже действующих санкций и пообещав расширить сотрудничество в области экономики и безопасности. Со своей стороны, Си заявил, что Пекин готов «развивать отношения дружбы и сотрудничества между Китаем и КНДР» в «новой ситуации», а Путин в ответ на послание Кима от 15 августа сказал, что готов «расширять всесторонние и конструктивные двусторонние отношения».

Новости о поставках оружия Севером в Москву, что является нарушением резолюций ООН, запрещающих стране экспортировать оружие в другие страны или импортировать его из них, стали одним из свидетельств того, что новая риторическая формулировка «тактического сотрудничества» может означать на практике. Учитывая давнюю политику Северной Кореи «чучхе», или самодостаточности, трудно представить, что Пхеньян предоставит доступ к своим аэродромам и портам даже близким союзникам, но в знак того, насколько сильно изменился геополитический ландшафт, знающие наблюдатели говорят, что такую возможность уже нельзя полностью исключить.

«Любой, кто думает, что дело ограничится поставками боеприпасов, должен пройти обследование», - сказал бывший аналитик американской разведки. «Северные корейцы по уши погружены в эту антиамериканскую борьбу. Это наводит меня на мысль, что для них не будет слишком большим шагом открыть свою территорию для российских военных. Я бы предположил, что они уже говорят об этом».

Конечно, Москва и Пекин активизировали свои совместные военные учения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая полеты бомбардировщиков вблизи Японии и Южной Кореи во время визита президента США Джо Байдена в мае, что заставило обе страны поднять в воздух истребители в ответ. Более того, в конце августа российские военные самолеты вошли в опознавательную зону ПВО Южной Кореи, что заставило Сеул направить истребители F-16 для преследования российских самолетов.

Если этого не делать, то, как отметил Ревер, «легко увидеть, как Северная Корея пытается найти способ привязать себя к каким-то китайско-российским военным учениям или более широкому стратегическому сотрудничеству».

Для Пхеньяна такое расширенное сотрудничество может принести немедленные и крайне необходимые выгоды, включая поставки продовольствия, топлива, запчастей и, возможно, даже вакцин COVID-19. Как заметил бывший эксперт Пентагона по Азии Дрю Томпсон, ныне работающий в Школе государственной политики имени Ли Куан Ю в Сингапуре, новая риторическая формулировка «совершенно необходима для этапа реализации всего, о чем они договариваются. Им нужна эта политическая основа на высшем уровне для выполнения этих задач».

Поскольку Вашингтон стремится укрепить свои собственные альянсы в Азии на фоне ухудшения отношений с Москвой и Пекином, неудивительно, что обе страны будут стремиться привлечь Северную Корею в качестве еще более активного стратегического актива, чтобы бросить вызов американской позиции в Тихоокеанском регионе. Возможно, это еще не новая «ось зла», но это тревожная тенденция в нестабильной части мира.

Источник: North Korea Draws Closer to China and Russia (foreignpolicy.com)

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Наводнения между Россией и Казахстаном

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН

«Киелі мекен» акциясына алакөлдіктер де атсалысуда

Жетісай ауданында экоакция аясында 300 түп ағаш әктелді

Казахстан и Азербайджан: преодоление водного разрыва

Как Александр Солженицын стал духовным гуру Путина

Топ-тема

Другие темы

ПОЛИТИКА | 19.04.2024

Аргументов становится всё меньше

АНАЛИТИКА | 19.04.2024

В этот день. Независимость, «Копейка» и Симпсоны

ГЕОПОЛИТИКА | 18.04.2024

Наводнения между Россией и Казахстаном

ПОЛИТИКА | 17.04.2024

«Закон Салтанат». Точки над «Ё»

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Паводки и мажилисмены: депутаты выехали в пострадавшие регионы

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН