Экономическое влияние России на Центральную Азию ослабевает, и она сдает свои позиции гаранта региональной безопасности. Бросание своего веса не помогает.
После того как президент России Владимир Путин разорвал отношения с Европой и объявил о «повороте на Восток», пропагандисты и аналитики, близкие к Кремлю, заговорили об исключительных перспективах Москвы на «евразийском пространстве».
Но в марте, когда в Валдайском дискуссионном клубе, спонсируемом Путиным, проходила Пятая Центральноазиатская конференция, настроение изменилось. В то время как участники из России говорили об идеологии и культурных различиях между Западом и «глобальным Югом», представители Центральной Азии хотели поговорить о суровых реалиях безопасности и экономики.
Рустам Хайдарзода из Национальной академии наук Таджикистана написал делегатам, что демографический рост означает, что его страна срочно нуждается в создании новых рабочих мест и хочет российских инвестиций. В то же время профессор Гузель Майтдинова из Российско-Таджикского (Славянского) университета подчеркнула важность поиска новых коммуникаций за пределами России.
Страны Центральной Азии извлекают выгоду из того, что создает проблемы для России, включая увеличение скидок на энергоносители в результате санкций, сказала на конференции Аза Мигранян, научный сотрудник Центра постсоветских исследований Российской академии наук. Санкции также означают, что Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, которые выступают в качестве посредников для российской торговли, смогли использовать изоляцию Москвы для развития собственной логистической и финансовой инфраструктуры.
Даже на сайте клуба «Валдай» центральноазиатские авторы подчеркивают, что регион обретает большую независимость и переходит к «многовекторной» политике, которая не стремится к конфликту с Западом.
В докладе о роли России в Центральной Азии, опубликованном Берлинским центром Карнеги в прошлом году, говорится, что экономическая роль Китая в регионе растет, хотя влияние Москвы по-прежнему сильно. Например, Казахстан и Кыргызстан по-прежнему зависят от поставок российского сахара и зерна, а транспортная инфраструктура региона все еще в значительной степени связана с Россией.
Членство Казахстана и Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), практически неэффективном объединении постсоветских государств, также помогает сдерживать китайскую торговлю и экономическую экспансию на местных рынках, говорится в докладе.
Россия настаивает на том, что она является единственной страной, способной обеспечить безопасность в регионе, хотя на практике влияние Китая растет. Москва по-прежнему поддерживает тесные связи с местными силами безопасности и имеет возможность вмешиваться во внутренние дела других государств через постсоветскую Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), но Пекин развивает сотрудничество в сфере безопасности, особенно с Таджикистаном, где китайские войска имеют значительное присутствие.
Кремль, несмотря на растущее влияние Китая, ведет себя так, будто регион принадлежит ему. В конце апреля в Кыргызстане была задержана группа россиян за вербовку наемников для российской армии. Среди них были Наталья Секерина, сотрудница «Русского дома», культурного агентства, тесно связанного с Кремлем, и Виктор Васильев, входивший в информационную сеть, которой руководил убитый лидер наемной группы «Вагнер» Евгений Пригожин.
Аресты стали симптомом растущей напряженности между двумя государствами. Ранее в апреле российские спецслужбы провели рейд в московском банном комплексе «Бодрость» и задержали несколько десятков граждан Кыргызстана, которые, по их словам, находились в стране нелегально. В ответ на это российский посол был вызван в министерство иностранных дел Кыргызстана для вручения официальной ноты протеста.
Прикрываясь кампанией по борьбе с нелегальной иммиграцией, российские власти также забирают мигрантов с улиц и отправляют их на фронт в Украину, что заставляет рабочих из Центральной Азии нервничать по поводу поездок туда, чтобы восполнить нехватку российской рабочей силы.
Хотя экономические связи остаются крепкими, страны Центральной Азии ищут способы уменьшить свою зависимость от России, а высокопоставленные чиновники, включая премьер-министра Михаила Мишустина, высказывают опасения, что лидеры региона отдаляются от Москвы.
Их опасения имеют под собой серьезные основания. «Китай стал сильнее, а Россия потеряла авторитет, — говорит Наргиз Касенова, директор Центра российских и евразийских исследований Дэвиса при Гарвардском университете. — Китай выглядит очень привлекательным партнером».
Китай уже является одним из основных экономических партнеров Кыргызстана, и его значение постоянно растет: в 2023 году объем торговли составит 20 млрд долларов, что на 32% больше, чем в предыдущем году. Двусторонняя торговля Китая с Казахстаном за тот же период выросла на 30%, достигнув рекордно высокого уровня в 41 млрд долларов. Пекин также владеет пятью нефтяными месторождениями в Казахстане и является главным торговым и инвестиционным партнером Узбекистана.
Агрессивное утверждение Россией своего господства в Центрально-Азиатском регионе может обернуться для Москвы обратным эффектом и ускорить эту тенденцию. Кремль зависит от Центральной Азии почти во всем, в чем регион зависит от России, и, отдаляя своих соседей с помощью шпионажа, плохого обращения с трудовыми мигрантами и вербовки наемников, Москва просто ускоряет свой собственный долгосрочный упадок и потерю влияния.
Автор: Ксения Кириллова — аналитик, специализирующийся на российском обществе, менталитете, пропаганде и внешней политике. Автор многочисленных статей для CEPA и Джеймстаунского фонда, она также писала для Атлантического совета, Stratfor и других.
Europe's Edge — это онлайн-журнал CEPA, освещающий важнейшие темы внешнеполитической повестки дня в Европе и Северной Америке. Все мнения, высказанные в Europe's Edge, принадлежат исключительно автору и могут не совпадать с мнением институтов, которые они представляют, или Центра анализа европейской политики. CEPA придерживается строгой политики интеллектуальной независимости во всех своих проектах и публикациях.
Источник: Russia Alienates Central Asia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников