Шестая встреча министров иностранных дел стран Центральной Азии и Китая, состоявшаяся в Алматы (Казахстан) 26 апреля 2025 года, стала важным шагом в реализации стратегии Пекина по расширению своего влияния в регионе за пределы двусторонних отношений и его укреплению на институциональном уровне. Встреча, в которой приняли участие министр иностранных дел Китая Ван И, а также министры иностранных дел Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и посол Туркменистана в Китае, подчеркнула то значение, которое Китай придает многосторонней дипломатии. На повестке дня стояли вопросы сотрудничества в таких областях, как транспорт, энергетика, цифровизация, окружающая среда и безопасность, но примечательно, что общие интересы обсуждались в структурированном и долгосрочном формате.
Совместное заявление, опубликованное по итогам встречи, и создание секретариата механизма «Центральная Азия – Китай» отражают стремление Пекина преобразовать свои отношения с регионом в устойчивую и институционализированную структуру. По мере того, как Китай стремится скоординировать инициативу «Пояс и путь» (ППД) с национальными планами развития стран региона, он становится нормотворческим и направляющим субъектом на дипломатическом уровне. Хотя эта ситуация свидетельствует о стремлении Китая создать не только экономическую, но и геополитическую и институциональную сферу влияния, она также ставит перед странами Центральной Азии необходимость сбалансировать этот процесс со стратегической автономией.
Основные положения Алматинской декларации
Встреча отражает многомерную стратегию влияния Китая в регионе с углублением сотрудничества в таких стратегических секторах, как транспорт, энергетика и цифровизация. Рассматривая транзитное положение Центральной Азии в Евразии не только как экономический, но и геостратегический инструмент, Китай выдвинул цель «логистической интеграции», включая железнодорожные линии Китай – Центральная Азия – Европа, цифровые водительские удостоверения и устойчивые транспортные практики. Эти шаги ясно указывают на намерение Пекина установить постоянное физическое присутствие в регионе с помощью инвестиций в инфраструктуру. Сочетание транспорта и цифровой трансформации показало, что Китай также стремится экспортировать свои технологические стандарты. Центры искусственного интеллекта и региональное сотрудничество в сфере информационных технологий поддерживают это видение. В области энергетики создается более устойчивая и взаимозависимая структура с переходом от отношений, основанных на ископаемом топливе, к возобновляемым источникам энергии и низкоуглеродным технологиям.
В этих рамках Китай создает институциональную и интегрированную сферу влияния через многосторонние проекты в области транспорта, энергетики и цифровизации. Однако такая структура создает риск усиления зависимости от Китая для стран региона. Поэтому сбалансированная политика и разнообразие сотрудничества имеют решающее значение для сохранения стратегической автономии. В сфере безопасности привлекает внимание сотрудничество, основанное на китайском определении «трех сил зла» (терроризм, экстремизм, сепаратизм). Этот подход нацелен на гармонизацию чувствительности в отношении Синьцзян-Уйгурского автономного района со странами Центральной Азии. Это сотрудничество в области безопасности, которое было институционализировано посредством совместных учений, обмена информацией и трансграничных операций, также распространилось на такие области, как киберугрозы, цифровые преступления и наркотрафик. Ярким примером в этом плане является Антинаркотический центр Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), созданный в Душанбе.
Следует также отметить, что китайский подход к безопасности не только военный, но и интегрирован с социальным развитием, образованием и здравоохранением. Поддержка инициативы «Десятилетие строительства мира для будущих поколений», предложенной Таджикистаном, свидетельствует о таком подходе. Хотя введение новых областей угроз, таких как безопасность искусственного интеллекта и биобезопасность, также отражает стремление Китая перенести глобальные нормы безопасности на региональный уровень, эта ситуация создает для стран Центральной Азии как возможности, так и зависимость, которой необходимо тщательно управлять.
Еще одним аспектом встречи являются действия Китая по усилению своего влияния в регионе с помощью инструментов «мягкой силы». Инициативы в области образования, культуры и здравоохранения направлены на усиление социального влияния Китая. Механизм встречи министров образования Китая и Центральной Азии направлен не только на академическое сотрудничество, но и на привнесение в регион социально-политических норм Китая. Институты Конфуция, семинары Любань, культурные фестивали, спортивные мероприятия и программы молодежного обмена направлены на формирование позитивного образа Китая в общественном мнении. В сфере здравоохранения на первый план выходят традиционная китайская медицина, технологии электронного здравоохранения и оздоровительный туризм в рамках концепции «Здоровый Шелковый путь». Хотя все эти инструменты укрепляют «мягкую силу» Китая, они также требуют от стран Центральной Азии осторожного отношения к сохранению своей культурной автономии.
Наконец, важную роль на встрече сыграла и экологическая дипломатия. Китай позиционирует экологическую безопасность не только как экологический вопрос, но и как вопрос безопасности, связанный со здоровьем населения и региональной стабильностью. В то время как объявление 2025 года «Международным годом охраны ледников» и «Конференция высокого уровня по ледникам», которая пройдет в Таджикистане, привлекают внимание к климатической уязвимости, Китай стремится усилить свое влияние в области экологической дипломатии, поддерживая эти инициативы. Климатический саммит в Казахстане в 2026 году и горный саммит «Бишкек+25» в 2027 году, вероятно, усилят этот процесс. Проекты в области возобновляемых источников энергии, цифрового сельского хозяйства и ликвидации последствий стихийных бедствий являются частью стратегии Китая по согласованию своих экономических интересов с экологической ответственностью. Сбалансированное управление этим процессом зависит от способности стран региона сочетать экологическое сотрудничество со стратегической автономией.
Мягкая сила Китая
Встреча в Алматы наглядно продемонстрировала решимость Пекина сделать свое влияние в регионе постоянным, причем не только с помощью экономических инструментов, но и через многосторонние институциональные структуры, тематические платформы сотрудничества и механизмы стратегической координации. С помощью этого формата Китай стремится превратить Центральную Азию в многомерное партнерство не только в области энергетики и транспорта, но и во многих других сферах, таких как безопасность, экология, цифровая трансформация и культурное влияние.
Такой подход показывает, что Китай позиционирует Центральную Азию как стратегическую «геополитическую буферную зону», а также как «лабораторию сотрудничества» в своем глобальном системном соревновании с Западом. Дипломатическое взаимодействие Пекина, институционализированное через эту многостороннюю платформу, следует рассматривать как часть его стремления не только углубить отношения со странами региона, но и выработать альтернативные нормы и механизмы в системе глобального управления. Это свидетельствует о том, что Китай пытается занять позицию, поддерживающую многополярность в противовес западноцентричной модели международной системы, и рассматривает Центральную Азию в качестве центра этой стратегии. Однако растущее присутствие и стратегическая ориентация Китая не только открывают возможности для стран Центральной Азии, но и несут потенциальные риски, такие как сужение внешнеполитического разнообразия и усиление экономической и технологической зависимости. В частности, расширение спектра сотрудничества — от безопасности до образования, от транспорта до искусственного интеллекта — открывает Китаю путь к тому, чтобы стать не только инвестором, но и нормотворческим региональным игроком.
Таким образом, встреча в Алматы знаменует собой поворотный момент, когда геополитическое значение Центральной Азии вновь возрастает, а Китай пытается направить этот рост с помощью институциональных механизмов. В этом контексте главная задача для стран региона в предстоящий период — управлять сотрудничеством с Китаем, не превращая его в односторонние зависимые отношения, и вырабатывать сбалансированную политику, которая позволит сохранить стратегическую автономию в рамках многополярного баланса. Это возможно только с помощью внешнеполитических стратегий, которые действительно сбалансированно используют многосторонние отношения, не пренебрегают альтернативными партнерствами и обладают высоким внутриполитическим сопротивлением и социальной легитимностью.
Автор: Зейнеп Гизем Ёзпинар — член правления и специалист по внешней политике Турецкого центра исследований внешней политики (TUDPAM)
Источник: Almaty meeting: China-Central Asia format deepens
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников