Если прибегать к аналогиям, то в стратегии информационной войны против президента, имея целью спровоцировать повторение январских событий, этот залп должен был прозвучать как легендарный выстрел «Авроры» в октябре 1917-го. И, как тот самый выстрел, он оказался холостым.
МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
Доверие невинных - самый полезный инструмент лжеца
Облажались на старте журналисты радио «Азаттык», в «расследовании» которых можно было бы усмотреть происки американского Госдепа. Но если снять шапочку из фольги, становится кристально ясно, что парни просто срубили деньги на левом заказе. Причем, левом во всех смыслах — и в плане качества, и в смысле следования курсу своего спонсора. А Госдеп, между прочим, заявлял о своей поддержке реформ Токаева. Видимо, работающие там спецы по Центральной Азии отчетливо понимают, что в сложившейся геополитической ситуации неплохо бы иметь здесь договороспособного и разделяющего общечеловеческие ценности союзника. И пока работавший в ООН Касым-Жомарт Токаев возглавляет Казахстан, реформы, им обещанные, будут проводиться, а наша страна не пойдет по пути пресловутой изоляции от Запада.
Что же до качества изделия, вышедшего из-под радио «Азаттык», то оно не выдерживает никакой критики. Зрителям под видом расследовательского продукта подсунули пустышку. Судите сами. Первая часть «расследования» посвящена недвижимости Токаева в Алматы. Причем первые пару минут (а ролик длится всего 20 минут) говорящая голова рассказывает об «элитном поселке» в южной столице, где разместились, например, такие люди, как дочь Имангали Тасмагамбетова и ее муж, бизнесмен Кенес Ракишев. Виды с квадрокоптера, видимо, должны были убедить заказчика, что «азаттыковцы» отработали на всю кассу. Ну, или просто не хотели показывать, что этот «элитный поселок» ничем не отличается от других таких же, расположенных выше проспекта Аль-Фараби в Алматы. Там живут известные бизнесмены, и у некоторых особняки побогаче будут тех, что показаны с квадрокоптера в «расследовании».
Добравшись наконец-то в своем повествовании до «дворца Токаева», журналисты нам показали не особо впечатляющую коробку, накрытую серой крышей в форме крышки от ларца. 30 соток, на которых располагаются эти «хоромы», напоминают строительную площадку. Чуть позже выясняется, что дом не отделан изнутри, более того, в черновом виде выставлен на продажу. А продавец им рассказал, что недвижимость несколько лет назад была продана и Токаеву не принадлежит. Правда, это зрители выяснили после странного эпизода о запертой комнате в этом доме, в которой якобы расположена ферма для майнинга. Авторы утверждают, что слышали шум оборудования из-за закрытой двери, но зачем-то вместо него наложили звучок из какого-то триллера.
Видимо, рассчитывая, что зрители ненадолго будут нокаутированы вопросом, что это было и какое отношение это имеет к президенту, «расследователи» выдали во второй части старую байку про Дом приемов в Алматы. Когда-то здание принадлежало МИДу, но после переезда министерства в Астану Дом приемов перешел на баланс акимату Алматы. А тогдашний аким Виктор Храпунов выставил его на приватизацию. «Азаттыковцы» приводят соответствующее расследование Геннадия Бендицкого, в котором тот, вообще-то, нападал именно на Храпунова, но они сочли, видимо, отягчающим обстоятельством, что приватизировала Дом приемов сестра Токаева — Карлыга Кемелевна Избастина. Во всем этом достаточно нудном повествовании с элементами географического кретинизма (Дом приемов расположен близ пересечения проспекта Желтоксан и улицы Курмангазы, а «расследователи» переместили его на Абая) присутствует нехитрый пиар-прием: пускание денежной пыли в глаза зрителю. Авторы рассказывают, что акимат Алматы отремонтировал Дом приемов на сумму большую, чем получил после его приватизации – 350 миллионов тенге против 280 миллионов. И приводят мнение Бендицкого, писавшего свое расследование несколько лет спустя, что теперь эта недвижимость «весит» миллиард тенге. А дальше следует гениальный вывод – в нашем-то 2022-м Дом приемов вообще может стоить ого-го сколько.
Вторая часть заканчивается таким же фиаско, что и первая. «Азаттыковцы» выяснили, что Дом приемов нынче принадлежит некоему Рахимбеку Тасбулатову и… на этом все! Связан ли этот человек с семьей Токаева и кто он такой вообще — никакой информации у «Азаттыка» про это нет.
На этом можно было бы заканчивать просмотр, но мы пошли дальше. И с интересом выяснили про семью Избастиных, про какие-то их бизнесы, не тянущие на что-то олигархическое и вообще как-то связанное с государством. Единственное — поставщик минеральной воды в Акорду сменился, теперь там вместо «Тассай» попивают «Туран» (производства компании, принадлежащей сыну главы Администрации президента, с которым у Тимура Токаева, сына главы государства, какие-то совместные проекты в энергетической и добывающей сферах). Передел на рынке воды космического масштаба!
«Азаттыковцы» не побрезговали и повторили мутную историю про «швейцарский счет» Токаева и связанные с его сыном оффшорные компании, причем всего этого давно не существует.
Вишенкой на торте стал долг Тимура Токаева по налогам: 600 тенге. Мы не «потеряли» какие-то цифры – именно шестьсот тенге. Причем прозвучала эта сумма с таким пафосом, как будто речь шла о триллионе.
Кстати, весьма странно для либерального издания, каким радио «Азаттык» и все прочие СМИ этой сети являются по определению, звучали все эти претензии к бизнесу племянников и сына Токаева. Тем более что в те времена, когда они стартовали, государство на идеологическом уровне прививало стремление к предпринимательству. Неудивительно, что дети государственных служащих были брошены в бизнес-среду — просто для каких-то детей/племянников кое-кто создавал режим максимального благоприятствования, а чьи-то пробивались сами. И судя по тому, что накопали «азаттыковцы», отпрыски семей Токаева – Избастиных пробивались сами. У них нет нефтяных вышек, крупнейших перерабатывающих комбинатов, акций «Казахтелекома» и других операторов связи, они не держат рынки целых регионов и агломераций.
Но «Азаттык» предпочел не сравнивать, а буквально заставил своих зрителей под лупой рассматривать микроскопические доказательства того, что «клан Токаева сместил клан Назарбаева». Которых, по факту, просто нет.
Зрителей может смутить пафос, с которым подавались все эти «расследовательские» откровения, напоминающие порой наркоманские «приходы». Но пафос с квадрокоптерами предназначен явно для заказчиков этого низкопробного трэша. К которому для солидности гвоздями приколочено имя настоящего журналиста-расследователя — Геннадия Бендицкого.
Фото из открытых источников