Общество

Жизнь дается только раз: Баян обсуждают… снова

Виктор Майлин

17.03.2025

Обзор казахской прессы

Когда-то легендарный еженедельник «Караван» слыл законодателем мод в мире печатной прессы суверенного Казахстана таблоидного характера — с яркими иллюстрациями полуголых красавиц и кликбейтными, как сказали бы сейчас, заголовками. Читатели 1990-х смаковали броские эпизоды жизни российских див, зарубежных поп- и кинозвезд. Сегодня «Караван» — это сетевой медиапортал, действующий на двух языках — русском и казахском. Чего никогда не было прежде. То есть, государственный язык «Караваном» не использовался, были лишь обзоры казахскоязычной прессы. К слову, этот жанр, по сути, первым открыл именно «Караван». Его попадание уже в наш обзор — иллюстрация того, что в этом мире нет ничего постоянного, а былой «Караван» с бронебойной аналитикой и забористой «клубничкой» потерял первое, а второе заменил сюжетами о селебрити и прочих персонах отечественного шоу-бизнеса.

Ну, и главным героем на минувшей неделе в сетевом «Караване» стала Баян Алагузова. Сравнительно недавно, накануне 8 марта, она была гостьей на подкасте Оrda.kz под названием: «Влияние и власть: ненужные традиции, отпор мужьям-тиранам, женщины в политике». И там она сказала, что лишь приехав в Алматы, столкнулась с такой традицией, как манерный полупоклон (эдакий книксен) девушек перед взрослыми мужчинами, называемый «салем салу». Она высказалась в том духе, что в Западном Казахстане, откуда она родом, такого обычая, традиции не было. И вообще, оттуда вышли такие девушки, как герои Советского Союза снайпер Алия Молдагулова и погибшая за пулеметом Маншук Маметова… 

В казахской прессе за отрицание «древних традиций» г-жу Алагузову пополоскали от души. Однако Баян дает разные поводы, чтобы всегда оставаться в фокусе внимания.

И помимо высказываний на тему традиций она попала в заголовки СМИ и благодаря продюсерской деятельности. Ведь эхо от ее шоу-мюзикла Queen прокатилось по многим пабликам, социальным сетям, порталам. И можно держать пари, что оно еще долго будет звучать в текущем 2025 году, как минимум. В связи с чем обозреватель Cәуле Сұлтан подробно изложила мнение известной телеведущей со стажем Даны Нуржигит (бывшая супруга знаменитого казахстанского тележурналиста и режиссера Владимира Рериха, недавно ушедшего из жизни): «Белгілі тележүргізуші, журналист Дана Нұржігіт Астанада өткен Баян Алагөзованың шоуына қатысты өз ойын білдірді» — «Видный телеведущий, журналист Дана Нұржігіт высказала мнение о шоу Баян Алагузовой, презентованном в Астане». При этом Cәуле Сұлтан обмолвилась, что для многих мнение Даны Нуржигит оказалось неожиданностью.

По сути, Дана Нуржигит написала панегирик и, одновременно, профессиональную рецензию, в какой-то мере объясняющую определенный контекст этого шоу-мюзикла «Королева» (под музыку британской рок-группы Queen). Она подчеркивает многогранный талант создателя шоу, главной исполнительницы центральной роли в этой постановке: «Мюзиклы — это вид искусства, который не развился в нашей стране как жанр. Найти таких разносторонних актеров, режиссеров, звукорежиссеров и светотехников, а также собрать труппу — самое сложное. Это стало возможным благодаря мечте Баян, финансам Турсуна и, в конечном итоге, их любви. Истинные чувства двоих, давших жизнь и детям, и пьесе. Им пришлось вместе пройти через многое <…> Но второй жизни не существует!

Баян — человек, который понимает, что жизнь дается только один раз, и готова наслаждаться ею в полной мере. Рискованный человек. Баян — прекрасный, нежный и, одновременно, яростный боец. Баян, чья творческая и жизненная история постоянно приковывает к себе внимание, является предметом сплетен, смело показывает себя как свободный человек, достигающая своих целей, принимающая как проклятия, так и благодарность, представляет собой путь борьбы, за свои чувства и мечты. Каждая женщина, которая находит свою судьбу таким образом — она воистину королева».

А вот что написала про мюзикл в Facebook знаменитый критик, раз и навсегда налепившая клеймо неудачников и неучей на «Казахфильм» как структуру и скопище кинорежиссеров, начиная с Ермека Турсунова и заканчивая Аханом Сатаевым — едкая Салима Дюйсекова: «Баян Есентаева — трикстер. В очередной раз подожгла усы фрустрированным дяденькам в вытянутых трениках. Усы дымятся, дяденьки сердятся. Любо-дорого посмотреть». Женская солидарность?..

В преддверии бури?.. Но стоит ли возвращаться в ринг?

Современный спорт — это огромная индустрия. Миллиарды болельщиков следят за итогами футбольных матчей, турниров и т.д. Одним из королей профессионального спорта являются единоборства — это бокс и так называемые «бои без правил». Казахстанские мастера кожаных перчаток и других видов давно зарекомендовали себя как в любительском, так и в профессиональном спорте. Такие имена, как Геннадий Головкин, Джанибек Алимханулы, Шавкат Рахмонов и другие, известны всему миру. И вот спортивный портал 1bol.kz сообщил, что на ринг возвращается Айдос Ербосынұлы: «Дауыл алдындағы тыныштық». Ербосынұлы шаршы алаңға оралатынын меңзеді» — «Затишье перед бурей». Ербосынулы возвращается на ринг». У него 16 побед в профессионалах, из них 11 нокаутом, и всего лишь одно поражение. Этот полутяжеловес до сих пор находится в различных рейтингах отнюдь не на последних местах… Его видели и наслаждались его боями на рингах США, Беларуси, Австралии, России и Украины. Но есть серьезная закавыка.

В ноябре 2022 года свой последний бой Айдос проиграл. Нокаутом. Кубинцу Давиду Моррелю, чья звезда сегодня ярко горит. Это боксер уровня Артура Битербиева, Дмитрия Бивола (они тоже полутяжеловесы). А ведь в 2022 году казахстанский боксер не просто был нокаутирован. А был госпитализирован с кровоизлиянием в мозг, введен в искусственную кому и позже перенес операцию. Сейчас он хорошо восстановился. Но возвращаться в большой бокс после происшедшего? Или Айдос восстанет из пепла? Вопрос вопросов…

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Топ-тема