«Атаманом у них был Мырзаш. Мырзаш собрал всех казахов и сказал: «Будем держаться вместе, во время драки все становимся кругом, чтобы со спины нас не могли ударить. Просто стойте кругом и отбивайтесь. Если кто убежит – накажу сам». Мырзаш вызывал всех вожаков разных группировок части на единоборство одного за другим, договаривался, что будет честный бой один на один, что никто не будет вмешиваться. Но конечно, когда он начинал побеждать, они всей толпой бросались на него. Мы быстро вставали спина к спине и дрались с ними. По ночам в казарме мы спали по очереди, несли караул. Через две недели мы заправляли в части. Мырзаш как-то раз вышел на бой с одним капитаном. Тот был мастером спорта по боксу и любил избивать солдат, чуть что − посылал их в нокаут. Ему не нравилось, как дерзко Мырзаш смотрит на него, как здоровается, он знал славу Мырзаша как бойца и предложил поединок. Мырзаш сказал: «Ты такой храбрый, потому что на тебе погоны». Тогда капитан повел его с собой в спортзал, на ринг, снял китель и сказал: «Ну вот, я без погон, теперь будешь драться?». «Пообещай, что не будешь мстить». «Обещаю». Мырзаш таскал его по рингу, как щенка. Но капитан, хоть и был хамом, оказался мужчиной, сдержал свое слово, не стал наказывать». Это рассказ моего мужа Таласбека Асемкулова о своей службе в Советской армии в Мурманске в середине 70-х годов.
Адаи на целый век позже остальных казахов были вовлечены в орбиту российского влияния. Последние полтора века именно они масштабно и упорно оказывали вооруженное сопротивление российской и советской, центральной власти вообще. В тот период, когда большая часть казахов жила более или менее мирно под властью Российской империи, адаи оставались на фронтире с туркменами и на фронтире между Россией и Хивой. И в царское время, и в 1920-ые чиновники боялись ездить по Мангыстау без крупных военных отрядов. Воинственность, дерзость, отсутствие пиетета перед властью, сплоченность, способность к самоорганизации, сохранение сакрального пласта культуры характерна для этого рода. Самобытность адаев объясняется тем, что они в большей мере сохранили (точнее, меньше утратили) традиционный казахский менталитет.
Краевед Мурат Акмырзаев, прямой потомок старшего адайского батыра 18 века Ер-Толепа сказал мне как-то: «Никогда адаи не отступали перед врагом, вдесятером, а то и в одиночку они вступали в бой с вражеским отрядом. Главная цель – задержать врага, не дать увести в плен девушек и женщин, скот. Вступая в неравный бой, воин был уверен, что подмога подойдет, такие же, спешащие на зов сигнального, призывного огня адаи поодиночке или отрядом присоединятся к нему. Или за него отомстят. Так воспитывались все мальчики. Это не только храбрость, но и доверие адаев друг другу».
Несколько лет назад мы посещали подземную мечеть святого 18 века Бекета-ата, имя которого стало боевым кличем ұраном адаев. Потом угощались мясом барана, принесенного в жертву нефтяниками. Сидели на расстоянии вытянутой руки от них. От них исходило ощущения спокойствия, сплоченности и силы. Это не только пролетарская сплоченность. Каждый из них помнит своего предка в шестом или седьмом колене, который участвовал в войне с туркменами за полуостров, общался со святым Бекетом. И тех предков, что стремя к стремени восставали против Российской империи и против большевиков, покидали полуостров, пробиваясь через пулеметный огонь засад чекистов, и возвращались на родину, куда их звал аруахи Бекета и предков, похороненных рядом со святым.
И адаи не сепаратисты, как тут пишут некоторые. В составе Российской империи Адайский уезд подчинялся то Тифлису, то Астрахани, то Ашхабаду, а после Октябрьской революции был включен большевиками в Туркестанскую АССР, объединявшую Семиреченскую, Сырдарьинскую, Закаспийскую области и Среднюю Азию. В июне 1920-го в Ойыле — центре Адаевского уезда — на съезде было принято решение просить о присоединении к Киргизской (Казахской) АССР. Адаи и другие рода Адаевского уезда продемонстрировали свое стремление разделить общую для казахов национальную судьбу.
И сейчас на видео демонстранты поют государственный гимн. Они сохраняли терпение, молчали десятилетиями, чтобы беречь нашу государственность от внешних врагов. Но только власть это терпение поняло совсем по-другому, потеряло чувство реальности. Очень надеюсь, что власть сможет в этот раз действовать мудро, вступить в переговоры с авторитетными лидерами на местах. К счастью, такие еще есть.
Из аккаунта Зиры Наурызбаевой в Facebook