Прошедший год ознаменовался для Казахстана системными и даже болезненными экономическими реформами, сказал в интервью изданию Ana tili Касым-Жомарт Токаев. Эти преобразования позволили заложить прочный фундамент пятилетнего развития страны. «Реализованных проектов и инициатив в этом направлении очень много, и будет еще больше», — сказал в этой связи глава государства.
МАТЕРАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Глава государства — это не «тень Всевышнего»
Токаев умело вывел страну из кризиса — Закир Усманов
Месседжи-2025. Важные мысли из интервью Токаева
Он напомнил, что в 2025 году планируется завершить ряд крупных инфраструктурных проектов, в частности, по строительству железных дорог, проекты в сферах энергетики, нефтедобычи, нефтегазохимии, жилищного строительства, машиностроения, агропромышленного комплекса.
«Все наши реформы, все меры по развитию экономики нацелены на повышение уровня и качества жизни граждан. Другой цели нет. Это приоритетная задача Правительства», — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Известный казахстанский финансист Расул Рысмамбетов рассуждает о том, за счет чего Казахстан может усилить рост экономики, следует ли отпустить тенге в «свободное плавание» и какая отрасль может стать драйвером по привлечению иностранных инвестиций.
«Внимательно прочитал интервью с президентом. Примечательно, что оно было опубликовано в самом начале нового года, а значит, месседжи, озвученные в нем, станут своего рода планом действий как для самого главы государства, так и для правительства и парламента. Я не политолог, но из того, что я прочитал, делаю вывод о последовательности проводимой Касым-Жомартом Токаевым политики, поскольку очевидно, что нынешнее интервью во многом перекликается с прошлогодним, которое он дал газете «Егемен Қазақстан», — говорит Расул Рысмамбетов.
В интервью президент дал неоднозначную оценку работе Кабинета министров. Токаев отметил «неплохие результаты» в диверсификации экономики, при этом уточнив, что есть и «проблемные моменты». Он также посетовал, что экономический рост на уровне 4 процентов недостаточен для Казахстана. Какие сигналы хотел подать глава государства правительству, спросили мы у эксперта.
«Однозначно, что президенту хочется скорейшего экономического роста страны. Однако надо четко понять, что «быстрый рост» и «устойчивый рост» — это две разные вещи. «Быстрый рост» — это продажа нефти и других полезных ископаемых, чем мы занимались первые двадцать лет независимости. Поэтому мне кажется, что правительству и акимам надо четко уяснить: время быстрого роста за счет той же «нефтянки» закончилось. Не будет теперь роста экономики по 7–8% в год только за счет нефтяного сектора. Таргетировать нужно ненефтяной рост. Нам надо быть честными перед собой и признать: сейчас экономике страны нужны другие показатели — рост в агропромышленном комплексе, в переработке во всех отраслях, в увеличении продукции с высокой добавленной стоимостью, в строительстве дорог, в развитии инфраструктуры, цифровизации, искусственного интеллекта и так далее. Президент дает четкие сигналы правительству», — продолжил Рысмамбетов.
В своем интервью глава государства оценил нынешнюю работу руководителей-экономистов как «посредственную», мол, много слов, мало дел.
«Я думаю, что тут нет большой трагедии. Казахстан в настоящее время, образно выражаясь, стоит на развилке между построением «социального государства» или «эффективного государства». Разорваться мы не можем. Быть одновременно и тем, и тем — очень сложно. «Социальное государство» подразумевает не только адресную социальную помощь. Это и всемерная поддержка здравоохранения, образования, социальной сферы. Только за счет кого и чего? В этом контексте очень показательны страны Скандинавии, где правят социал-демократы. Там налоговая нагрузка составляет около 50% от доходов и довольно жесткие условия для бизнеса. Бизнес там социально ответственен сам по себе, и государство не дает ему заскучать, и в хорошем смысле «доит» его. Но и бизнес старается. Они к этому долго шли. «Эффективное государство», в свою очередь, не подразумевает этого, наоборот, придется «потуже затягивать пояса», урезать бюджеты на социальные программы. И в данном случае нужно твердое решение не премьера даже, а президента: где мы будем оптимизировать социальную поддержку, где мы будем повышать цены, где мы будем дерегулировать.
Думаю, на расширенном заседании правительства, которое состоится совсем скоро, глава государства скажет об этом. Не будем забывать, что Казахстан — президентская республика, а значит, последнее слово по всем важным решениям для страны остается за главой государства. Сможем ли мы отказаться от статуса «социального государства»? Посмотрим», — продолжил Рысмамбетов.
В интервью Касым-Жомарт Токаев также заявил, что считает «нецелесообразным сжигание золотовалютных резервов ради сильного тенге».
«Правительство и Национальный банк уже на протяжении довольно продолжительного времени понемногу отпускает тенге в «свободное плавание», в противном случае национальная валюта не подскочила бы до 500 тенге за американский доллар в конце прошлого года. Но при этом я думаю, что мы должны продолжать поддерживать курс тенге в случае, если будут зафиксированы атаки спекулирующих структур. А в целом, конечно же, нам нужен более-менее плавающий курс национальной валюты. Иначе нам будет затруднительно привлекать иностранных инвесторов», — сказал в этой связи финансист.
Одним из главных условий развития экономики является приток иностранного капитала. В интервью глава государства напомнил, что в 2024 году Казахстан привлек 15,7 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций в новые проекты, что на 88% выше, чем годом ранее. Это наибольший показатель в регионе Северной и Центральной Азии, или 63% от общей доли.
«Я думаю, что это далеко не «потолок». Если драйвером экономики Казахстана станет, к примеру, горнометаллургический комплекс, то, думаю, в новом году объем прямых иностранных инвестиций в нашу страну будет гораздо больше, чем в прошлом году», — резюмировал эксперт.
Фото из открытых источников