Туркменистан меняет конфигурацию экспорта природного газа. Несмотря на четвертые по величине запасы газа в мире, сегодня Туркменистан экспортирует меньше своего газа, чем 16 лет назад.
Крупные проекты газопроводов, задуманные почти 30 лет назад, — трансафганский газопровод для поставок газа в Пакистан и Индию и транскаспийский газопровод для поставок газа в Европу — остаются неосуществимыми по политическим причинам.
Россия была ведущим покупателем туркменского газа на протяжении почти всех этих трех десятилетий, но теперь она конкурирует за некоторых из тех же покупателей, что и Туркменистан.
Туркменистан, который, похоже, на каждом шагу сталкивается с трудностями в поисках новых рынков сбыта, теперь планирует продавать газ в Ирак через своп-соглашение с Ираном, которое предусматривает привлечение иранских компаний в Туркменистан для строительства нового трубопровода.
Исчерпание возможностей
Туркменистан постоянно ищет новых покупателей газа. До недавнего времени Ирак никогда не был потенциальным покупателем газа, а ведь еще 15 лет назад в рамках недействующего проекта газопровода Nabucco Ирак рассматривался как возможный поставщик газа в Европу.
Сделка Туркменистана с Ираком, похоже, единственная возможная на данный момент, и это интересная договоренность.
Эти две страны не соединены трубопроводами, поэтому Туркменистан будет поставлять до 10 млрд кубометров газа в Иран, а Иран будет отправлять 10 млрд кубометров своего газа в Ирак.
Туркменистан подписал «обязывающее соглашение» о поставках газа после того, как Ирак согласился на «схему авансовых платежей и налоговые льготы».
В последние годы около 40% иракского импорта газа поступало из Ирана. После 20 лет конфликта газовая промышленность Ирака все еще восстанавливается, а импорт газа необходим для работы электростанций страны. Однако санкции против Ирана затрудняют платежи за этот газ.
Скалистая газовая история
Уже существует два газопровода, соединяющих газовые месторождения Туркменистана с северным Ираном.
В конце декабря 1997 года был запущен 200-километровый газопровод Корпедже – Курдкуи мощностью около 8 млрд куб. м газа. В январе 2010 года начал действовать газопровод Даулетабад – Сарахс – Хангиран мощностью около 12 млрд куб. м.
Туркменистан никогда не был близок к отгрузке 20 млрд куб. м газа. В течение многих лет экспорт колебался в пределах 6–8 млрд куб. м в год.
Иран обычно расплачивался за туркменский газ бартером, отправляя в Туркменистан различные товары, от продуктов питания до машиностроительной продукции и услуг.
В конце 2016 года между Туркменистаном и Ираном возник спор из-за газа. Туркменистан заявил, что Иран задолжал около 2 миллиардов долларов за поставки газа, осуществленные зимой 2007–2008 годов. Иран ответил, что Туркменистан завышает цену.
Зима 2007–2008 годов была особенно холодной, что вызвало острую нехватку газа в 20 иранских провинциях. Одно из иранских СМИ сообщило 31 декабря 2016 года: «Туркменистан воспользовался этим случаем и потребовал девятикратного повышения цены, в результате чего цена выросла до 360 долларов с 40 долларов за каждую тысячу кубометров газа».
1 января 2017 года Туркменистан прекратил поставки газа в Иран. Обе страны обратились в международный арбитраж, который в июне 2020 года принял решение в пользу Туркменистана.
С 2017 года обе страны сотрудничают в рамках своп-соглашения с Азербайджаном, но оно предусматривает поставку лишь около 1 млрд куб. м газа.
Туркменские и иранские официальные лица ведут переговоры по газу, но спустя почти восемь лет туркменский экспорт в Иран так и не возобновился.
Редкий контракт
Чтобы доставить 10 млрд куб. м газа из Туркменистана в Иран, необходимо провести техническое обслуживание и ремонт двух практически бездействующих трубопроводов, соединяющих две страны.
В начале июля 2024 года иранские и туркменские чиновники встретились, чтобы подписать контракт на поставку газа. Согласно этому соглашению, «иранские компании [построят] новый 125-километровый газопровод и три станции повышения давления газа в Туркменистане, чтобы увеличить ежегодные поставки газа в Иран до 40 млрд куб. м».
Иранские компании, участвующие в проекте, не были названы, но это необычный шаг для Туркменистана. Единственной иностранной компанией, имеющей контракт на строительство газопроводов на территории Туркменистана, была Китайская национальная нефтегазовая корпорация для трех газопроводов в Китай (линии А и В — по 15 млрд куб. м каждая и линия С — 25 млрд куб. м).
Увеличение поставок в Иран до 40 млрд куб. м требует строительства нового трубопровода мощностью 20 млрд куб. м газа, что вдвое превышает текущую совокупную мощность двух существующих трубопроводов.
В сообщениях говорилось, что увеличение поставок туркменского газа в Иран является «долгосрочной» целью, но сроки не указывались.
Неясным остается и то, что только 10 млрд куб. м этого газа пойдет в Ирак. О конечном пункте назначения оставшихся 30 млрд куб. м, которые планирует получить Иран, информации нет.
Выбор невелик
Туркменистан пытается продать газ всем, кто в этом заинтересован. Среди стран, которые туркменские чиновники назвали в этом году в качестве потенциальных покупателей, — Азербайджан, Турция, Афганистан, Пакистан, Индия, Казахстан и, по некоторым данным, Европейский союз.
В настоящее время Китай является основным потребителем туркменского газа. Туркменистан экспортирует в Китай около 35 млрд куб. м по трем трубопроводам общей мощностью 55 млрд куб. м, которые также проходят через Узбекистан и Казахстан.
В течение почти 20 лет после обретения независимости в 1991 году Россия была основным покупателем туркменского газа. В 2008 году туркмены продали России около 45 млрд кубометров газа, что стало зенитом туркменского газового экспорта.
С 2009 года Россия резко сократила импорт туркменского газа, а в июле 2024 года обе страны прекратили действие своего крупнейшего контракта на 5,5 млрд куб. м после неудачных переговоров о цене.
Это неудивительно, поскольку Россия стала главным конкурентом Туркменистана за региональных потребителей.
После того как Россия начала полномасштабную войну в Украине, европейские страны ответили резким сокращением импорта российского газа. Россия обратилась к азиатским рынкам и заключила сделки на поставку газа в соседние с Туркменистаном Казахстан и Узбекистан.
Хуже того, после нескольких зим подряд, когда не хватало электроэнергии, Казахстан и Узбекистан переориентируют добычу газа на внутреннее потребление. Каждая страна имеет право закачивать до 10 млрд кубометров собственного газа в трубопроводы, проходящие через их территории и идущие из Туркменистана в Китай.
Поскольку ни одна из стран в настоящее время не в состоянии экспортировать весь выделенный ей объем газа, Россия заключила сделку о том, чтобы занять свободные мощности и поставлять свой газ в Китай по трубопроводам Туркменистан – Китай, несмотря на то что Туркменистан обладает достаточным количеством газа, чтобы заменить долю Казахстана и Узбекистана в трубопроводах.
Экспорт газа в Афганистан остается маловероятным из-за отсутствия иностранных инвесторов. Турция и Азербайджан полны энтузиазма помочь транзиту туркменского газа в Европу, но для этого все еще не существует инфраструктуры.
40 млрд куб. м, о которых говорится в сообщениях о недавнем ирано-туркменском соглашении, могут означать, что в будущем Иран снова будет закупать туркменский газ, причем в больших объемах, чем раньше.
Однако на данный момент самой надежной сделкой, которую Туркменистан смог найти для увеличения экспорта газа, является соглашение с Ираком. Сможет ли этот своп с участием Ирана обеспечить обещанные 10 млрд куб. м, пока неясно.
Автор: Брюс Панье
Источник: After Long Search, Turkmenistan Finally Finds a New Gas Customer – Iraq
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников