Близится начало нового политического сезона в Казахстане, который, как стало уже традицией, откроется Посланием президента Касым-Жомарта Токаева. Самое время подвести итоги прошлого Послания, с которым Касым-Жомарт Токаев выступил 1 сентября 2023 года. Напомним, оно называлось «Экономический курс Справедливого Казахстана» и содержало обширный перечень конкретных поручений и задач, посвященных максимально широкому спектру сфер жизнедеятельности государства.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Будут жаркие баталии — прогноз на политическую осень в Казахстане
Ниже мы приводим цитаты из Послания главы государства 2023 года, а затем перечисляем, что на данный момент из поставленных им задач уже реализовано. Причем ряд поручений вызвали нешуточный резонанс в обществе — в первую очередь, речь идет об ужесточении наказаний за преступления против несовершеннолетних — так что явно не могли пройти мимо вашего внимания. Рекомендуем более тщательно ознакомиться с этим и другими изменениями, произошедшими в нашей стране за год.
Внедрение новой системы госзакупок
Сказано:
«Предстоит упростить и сократить закупочный процесс, обеспечить принцип приоритета качества над ценой, то есть поставить эффективный заслон от демпинга, а также осуществить полную автоматизацию процедур. В госзакупки впервые будут внедрены инструменты строительства «под ключ».
Сделано:
1. Подписан новый закон «О государственных закупках» от 1 июля 2024 года, основная цель которого — повышение качества приобретаемых товаров, работ и услуг.
Предусмотрены следующие меры:
- расширение перечня ограничений, связанных с участием в госзакупках (в целях недопущения к закупкам недобросовестных поставщиков);
- новые квалификационные требования, предъявляемые к поставщику (наличие материальных/трудовых ресурсов, по месту выполнения работ/оказания услуг, отсутствие задолженности по выплате зарплаты перед работниками и др.);
- увеличение размера обеспечения исполнения договора (в случае ненадлежащего исполнения договорных обязательств удерживается заказчиком);
- внедрение общественного мониторинга;
- пересмотр порядка подачи жалобы;
- оптимизация и сокращение процедур закупок;
- возможность указания фирменных наименований товаров в закупках до 1000 МРП;
- приобретение из одного источника товаров до 100 МРП, работ и услуг до 500 МРП, для сельских акиматов товаров, работ и услуг до 4000 МРП;
- создание Единой платформы по закупкам.
2. Закон дополнен положениями в части внедрения механизмов строительства «под ключ» (EPC-контракты).
3. В целях минимизации коррупционных рисков и автоматизации процедур с 2022 года внедрен новый способ закупок в виде конкурса с использованием рейтингово-балльной системы. Данный способ исключает участие конкурсной комиссии, и победитель определяется порталом автоматически на основе данных информационных систем госорганов. Учитывая автоматическое определение победителя, итоги таких закупок обжалованию не подлежат.
С 1 сентября 2023 года строительно-монтажные работы и проектирование закупаются исключительно конкурсом с использованием рейтингово-балльной системы. С 1 февраля 2024 года закупки услуг технадзора также перешли на данный способ. Планируется максимальный перевод всех закупок на конкурс с использованием рейтингово-балльной системы.
4. Внедрен новый механизм рассмотрения жалоб, а также пересмотрена роль контролирующего органа.
5. Субъекты общественного контроля посредством веб-портала и на основе содержащейся в нем информации могут проводить общественный мониторинг государственных закупок в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественном контроле».
6. В целях поддержки отечественного производства внедрен перечень товаров, работ и услуг, закупаемых исключительно у отечественных субъектов малого и среднего предпринимательства, и механизм по гарантированному закупу товаров с применением офтейк-контрактов.
Мощь армии
Сказано:
«Наша армия должна быть обеспечена высокотехнологичным вооружением и военной техникой, в том числе бронетехникой, беспилотными летательными аппаратами, современным стрелковым оружием. Нужно укрепить производственные мощности по оперативному ремонту техники, усилить поддержку отечественных предприятий».
Сделано:
1. Идет поэтапный процесс перевооружения Вооруженных Сил на современные образцы вооружения и военной техники, в том числе отечественного производства.
В Вооруженные Силы поступило более 500 единиц новой техники, капитально отремонтировано 50 единиц.
2. Запущены цеха по ремонту бронетанковой и автомобильной техники, войсковой ПВО, противотанковых систем, артиллерии и стрелкового оружия.
3. В войсках собственными силами проведен текущий и средний ремонт более 1 500 единиц военной техники.
Сельская кооперация
Сказано:
«Для развития села принципиально важна поддержка малых хозяйств. Программа «Ауыл аманаты» доказала свою востребованность. Следующим этапом ее развития должна стать не просто выдача льготных кредитов, но и стимулирование кооперации личных подсобных хозяйств».
Сделано:
1. В 2023 году для реализации программы «Ауыл аманаты» выделены 100 млрд тенге с планом выдачи 17 тыс. микрокредитов и созданием более 18 тыс. новых рабочих мест на селе.
на сегодняшний день выдано 14,5 тыс. микрокредитов на сумму 91,8 млрд тенге, за счет которых создано более 15,5 тыс. новых рабочих мест;
для стимулирования создания кооперативов предусмотрено кредитование кооперативов с максимальной суммой кредитования до 8 тыс. МРП.
2. По программе «Ауыл аманаты» профинансирован 321 сельскохозяйственный кооператив на общую сумму 6,7 млрд тенге.
Для поддержки кооперативов в рамках программы инвестиционного субсидирования предусмотрено увеличение доли возмещения инвестиционных вложений до 50% за счет местного бюджета на:
- приобретение техники и оборудования (трактора, комбайна, прицепной и навесной техник);
- создание и расширение молокоперерабатывающего объекта, запуск молокоприемных пунктов, приобретение оборудования и техники.
3. Для производителей сельскохозпродукции и сельскохозкооперативов предусмотрены налоговые льготы в виде специального налогового режима, предусматривающий уменьшение на 70 % исчисленных в общеустановленном порядке сумм корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога (кроме налогов, удерживаемых у источника выплаты), социального налога, налога на имущество, налога на транспортные средства.
Обновление сельхозтехники
Сказано:
«Серьезной проблемой стала изношенность машинно-тракторного парка – этот показатель на сегодня составляет 80%. Поэтому темпы обновления сельскохозяйственной техники следует довести до 8-10% в год. При этом нужно учесть интересы и отечественных производителей техники, и аграриев».
Сделано:
1. Инвестиционное субсидирование приобретенной аграриями сельхозтехники, при возмещении 25-30% стоимости сельхозтехники из средств государственного бюджета.
2. В целях поддержки отечественных предприятий сельхозмашиностроения в 2024 году принят новый механизм субсидирования:
- субсидируется 30% стоимости техники отечественного производства;
- исключены возможности субсидирования импортных аналогов техники, производство которых налажено в Казахстане;
- по видам импортной техники, производство которых отсутствует в Казахстане (специализированная техника по производству и уборке сахарной свеклы, хлопка, картофеля и плодовоовощных культур), норматив субсидий составляет 25%.
Новый подход дает возможность без привлечения дополнительных бюджетных средств увеличить объемы субсидирования отечественной сельхозтехники более чем в два раза.
3. Финансирование программ льготного лизинга сельхозтехники отечественного производства:
- проведена работа по выделению бюджетных инвестиций на увеличение уставного капитала АО «КазАгроФинанс» на 20 млрд тенге для финансирования кормозаготовительной техники и мобильных систем орошения;
- выдано в лизинг 3,5 тыс. единиц кормозаготовительной техники и оборудования по льготной ставке 6% годовых.
Более 1,5 тыс. сельхозтоваропроизводителей (без первоначального взноса по ставке 6% на период 7–10 лет) приобрели по программе льготного лизинга 1600 единиц тракторов и комбайнов, что существенно увеличило уровень обновления машинно-тракторного парка.
Реформы в растениеводстве
Сказано:
«Серьезные реформы назрели в растениеводстве. Необходимо диверсифицировать посевы, увеличить площади высокорентабельных культур, сократить водоемкие и монокультурные посевы. Следует предметно заняться обеспечением фермеров отечественными семенами, выведением и культивацией новых производительных сортов».
Сделано:
1. Разработана Дорожная карта, предусматривающая меры по сокращению влагоемких и монокультур, расширению площадей высоко рентабельных культур. В течение 5 лет площади зерновых будут сокращены на 1,3 млн га, в том числе пшеницы – на 863 тыс. га, ячменя – на 343 тыс. га, кукурузы – на 27,9 тыс. га.
2. Продолжается работа по сокращению влагоемких культур. Для южных регионов разработаны индикативы по уменьшению площади риса в течение 5 лет на 21 тыс. га и хлопчатника – на 46,4 тыс. га. Экономия воды составляет 1,4 млрд кубометров.
3. Проводится работа по увеличению урожайности, что позволит снизить себестоимость производства сельхозкультур. Планы по диверсификации сформированы с учетом региональной специфики и потребностей рынка.
Увеличение объемов господдержки и внедрение современных технологий создадут предпосылки для роста производства, повышению урожайности и качества производимой растениеводческой продукции, загрузки производственных мощностей предприятий по переработке продукции и обеспечению их отечественным сырьем, укреплению кормовой базы животноводства.
4. Разработан и утвержден Комплексный план по развитию селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур Республики Казахстан на 2024–2028 годы. Реализация плана позволит к 2028 году вывести и передать на сортоиспытание 108 новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.
5. В целях обеспечения доступности семян в сентябре 2023 года были повышены нормативы субсидий на семена в среднем по сельскохозяйственным культурам на 30%.
Модернизация инфраструктуры
Сказано:
«Череда аварий на теплоэлектростанциях прошлой зимой остро высветила копившиеся годами проблемы изношенности инфраструктуры. Устаревшая инфраструктура оказывает прямое влияние как на социальное самочувствие граждан, так и на темпы индустриализации нашей страны. Очевидно, что воплотить в жизнь новую экономическую модель без модернизации инфраструктуры невозможно. В разрабатываемом правительством инфраструктурном плане важно определить все проблемы данной отрасли и обозначить пути исправления ситуации».
Сделано:
1. В начале 2023 года по инициативе правительства была открыта бюджетная программа по выделению целевых трансфертов на развитие систем теплоснабжения.
2. В рамках данной программы выделены 77,4 млрд тенге на модернизацию 114 км сетей теплоснабжения.
3. В рамках инфраструктурного плана на 1,6 тыс. км переданы объемы, предусматривающие снижение износа сетей теплоснабжения до 43% к 2030 году.
В целях снижения износа сетей теплоснабжения в 2023 году за счет республиканского бюджета отремонтирован 131 км сетей теплоснабжения на общую сумму 116,3 млрд тенге.
В этом году за счет республиканского бюджета планируется отремонтировать порядка 160 км сетей теплоснабжения на 92,5 млрд тенге.
Рачительный подход
Сказано:
«Электричество, тепло и вода – базовые блага, необходимые для комфортной жизни. К их использованию нужно подходить ответственно и рачительно. Такой подход должен лежать в основе новой бытовой культуры в нашей стране. Это касается не только домохозяйств, но и всех участников экономических отношений. Расточительное потребление – это уже непозволительная роскошь. Правительству необходимо кардинально пересмотреть действующую политику энергоэффективности с учетом стандартов ОЭСР».
Сделано:
1. Для обеспечения снижения энергоемкости ВВП на 15% к 2029 году и формирования культуры энергосбережения выработаны следующие меры:
проведение энергоаудита 512 предприятий;
установка автоматизированных тепловых пунктов, модернизация освещения 5 тыс. многоквартирных жилых домов, 15705 объектов бюджетного сектора и 1000 коммерческих зданий.
Разработан проект приказа нормативов энергопотребления, который окажет стимулирующий эффект для коммерческих предприятий и позволит проводить модернизацию объектов для соблюдения установленных нормативов.
2. В целях гармонизации казахстанских требований со стандартами ОЭСР проведен сбор и анализ технических документов и стандартов по энергоэффективности стран Европейского союза, США и Японии. Анализ показал, что установленные в Казахстане нормативы уступают нормативам стран ОЭСР в отношении расхода энергоресурсов на производство таких продукций, как стальной прокат, алюминий, глинозем, ферросилиций, ферросиликомарганец, медь катодная.
Водосберегающие технологии
Сказано:
«Следует ускорить внедрение передовых водосберегающих технологий – до 150 тысяч гектаров в год. Необходимо решить вопрос накопления талой воды и потерь при ее передаче, ведь это наш внутренний резерв. Для этого нужно построить 20 новых и реконструировать как минимум 15 действующих водохранилищ, модернизировать и оцифровать не менее 3500 километров каналов. Задача – к 2027 году обеспечить дополнительно около двух кубических километров воды».
Сделано:
Ведется работа по ускорению внедрения передовых водосберегающих технологий – до 150 тысяч гектаров в год.
1. Разработана Дорожная карта по водосбережению на 2024-2026 годы, предусматривающая меры по совершенствованию:
водного законодательства в части водосбережения;
системы тарифообразования;
цифровизации водной отрасли,
внедрению современных систем учета воды;
оборотного и повторного водоснабжений на предприятиях;
строительству и эксплуатации жилищно-коммунальных систем с внедрением водосберегающих технологий;
пропаганде и воспитанию в обществе бережного отношения к воде.
2. В целях стимулирования фермеров к установке водосберегающих технологий внесены изменения в Правила инвестсубсидирования, в котором предусмотрено увеличение с 50% до 80% доли возмещения затрат фермеров на бурение скважин при подведении инфраструктуры для забора и подачи воды на орошаемых землях.
3. Внесены изменения в Правила формирования тарифов в части введения повышенного на 20% тарифа за сверхнормативное потребление поливной воды.
4.Внесены изменения в Правила субсидирования стоимости поливной воды, а именно – в части дифференциации размера субсидий в зависимости от тарифа (введены в действие с 1 января 2024 года). Предусмотрено возмещение затрат на приобретение услуг по подаче поливной воды напрямую вододателям.
5. Принята Концепция развития системы управления водными ресурсами Республики Казахстан на 2024–2030 годы. В документе предусмотрен ряд безотлагательных мер по восстановлению противопаводковых объектов, реконструкции и модернизации 15 водохранилищ и более 14 тысяч км оросительных каналов, а также строительство новых водохранилищ в 9 регионах.
Реализация этих мероприятий:
позволит аккумулировать 2,4 куб. км воды для последующего их использования в отраслях экономики;
безопасно проводить паводковый сток и снизить уровень потерь воды при транспортировке по магистральным и межхозяйственным каналам с 50 до 25%.
В целях цифровизации 3500 км оросительных сетей страны предусмотрены:
автоматизация 18 оросительных каналов в Алматинской, Туркестанской и Жамбылской областях общей протяженностью 444 км. Данные проекты будут реализованы в 2026-2028 годы.
автоматизация 16 магистральных и межхозяйственных каналов Кызылординской области и реализация проекта по реконструкции гидропостов с установкой автоматизированной системы учета воды на 3 каналах – Келинтюбинский, Айтек и Сунката. Их общая протяженность составляет 2609 км. Данные проекты будут реализованы в 2024-2026 годы.
проведение работы по «Реконструкции гидропостов с установкой автоматизированной системы учета воды на двух каналах Новошиелийский и О-2 в Кызылординской области» со сроком реализации в 2024-2025 годы.
Запуск этих проектов позволит обеспечить снижение потерь поливной воды на 0,5 куб. км в год и учет воды на орошаемых землях площадью 362 тыс. га.
Железнодорожные проекты
Сказано:
«Транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны. В условиях активной конкуренции нам предстоит оперативно решить ключевые проблемы данной отрасли. В первую очередь следует реализовать ряд крупных железнодорожных проектов, таких как Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Дарбаза – Мактаарал, обводная линия Алматы».
Сделано:
Прорабатывается реализация инфраструктурных проектов по строительству вторых путей на участке Достык – Мойынты, обводной железнодорожной линии в обход станции Алматы, новых железнодорожных линий Дарбаза – Мактаарал и Бахты – Аягоз с открытием третьего железнодорожного пункта пропуска на границе с КНР.
1. Строительство вторых путей железнодорожного участка Достык – Мойынты. Стоимость проекта составляет 543 млрд тенге, протяженность – 836 км.
Результат – увеличение пропускной способности в 5 раз (с 12 до 60 пар поездов) и повышение скорости контейнерных поездов с 834 до 1500 км/сутки.
На участке задействованы 451 единица специальной техники и 987 работников. Для укладки второй линии протяженностью 836 км отсыпано 6,9 млн куб. м из 7,3 млн куб. м земляного полотна. Построено 39 мостов и 224 водопропускных труб. Уложено 508 км рельсошпальной решетки.
2. Строительство обводной железнодорожной линии станции Алматы. 14 ноября 2023 года дан старт реализации проекта. Стоимость – 151,8 млрд тенге, протяженность – 75 км.
Результат – сокращение времени доставки грузов до 24 часов и разгрузка Алматинского железнодорожного узла на 40%.
Проводятся земляные работы, отсыпано 3,6 млн куб. м (59%, всего 6,2 млн куб. м). На звеносборочных базах собраны и подготовлены для укладки 10 км рельсошпальной решетки. Ведется изготовление 14 единиц мостов (74%, всего 19 единиц) и 33 единиц труб (60%, всего 55 единиц).
3. Строительство железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал. 25 ноября 2023 года дан старт реализации проекта. Стоимость – 286,9 млрд тенге, протяженность – 152,3 км.
Результат – увеличение пропускной способности в направлении Центральной Азии на 10 млн тонн.
4. Строительство железнодорожной линии Бахты – Аягоз.
20 декабря 2023 года дан старт реализации проекта. Стоимость – 577,5 млрд тенге, протяженность – 272 км.
Результат – разгрузка приграничных железнодорожных станций «Достык» и «Алтынколь», а также увеличение пропускной способности между Казахстаном и Китаем еще на 20 млн тонн.
Инновационная экосистема
Сказано:
«Во время поездок в регионы я всегда встречаюсь с талантливыми и креативными гражданами. Важно создавать условия, чтобы они могли в полной мере реализовать свой потенциал. Ставлю задачу в тесной координации с реальным сектором на базе региональных университетов выстроить целостную инновационную экосистему во всех областных центрах. Следует широко масштабировать опыт Astana Hub».
Сделано:
1. На сегодняшний день открыты и функционируют 14 региональных IT-хабов:
- Terricon valley в Караганде;
- Abai IT Valley в Семее;
- Kyzylorda Hub в Кызылорде;
- Digital Jetisu в Талдыкоргане;
- ZhambylHub в Таразе;
- Oskemen IT Hub в Усть-Каменогорске;
- Jaiq Hub в Уральске;
- Turkistan IT Hub в Туркестане;
- Qostanai IT Hub в Костанае;
- Aqtobe IT Hub в Актобе;
- Aqmola IT Hub в Кокшетау;
- Pavlodar IT Hub в Павлодаре;
- Mangystau Hub в Актау;
- Alatau Hub в Конаеве.
До конца этого года планируется открыть еще 5 IT-хабов в Атырау, Шымкенте, Жезказгане, Петропавловске и Жанаозене.
Креативная индустрия
Сказано:
«В Казахстане данный сектор до сих пор не развит. Вклад креативной индустрии в ВВП не дотягивает и до 1%, а его доля в структуре занятости тоже крайне низка. При этом у нас есть целая плеяда соотечественников, благодаря своему таланту получивших признание даже на мировой арене. Мы должны создать все условия для масштабного развития креативной экономики в нашей стране».
Сделано:
Введены налоговые послабления, расширен список экономической деятельности, относящихся к специальному налоговому режиму розничного налога, куда вошли 40 видов креативных индустрий.
В итоге бизнес освобожден от уплаты всех видов налогов (КПН, ИПН, НДС) и будет платить единый налог – 2-4% для ИП, 8% для ТОО. После налоговых послаблений количество субъектов креативных индустрий выросло на 15% или на 6 033 единиц и составляет 45 597 субъектов.
В целях стимулирования талантов и создания благоприятной инфраструктуры до конца этого года будет создан Корпоративный фонд «Международный центр креативной индустрии «Креатив хаб».
Основная задача Фонда – продвижение креативных товаров и услуг на международном рынке, поддержка талантов, экспорт и коммерциализация продуктов и результатов интеллектуальной деятельности.
Создается соответствующая инфраструктура по открытию креативных хабов во всех регионах, которые станут центрами притяжения талантов.
На данный момент по стране функционируют 9 креативных хабов:
- креативный хаб OzgeEpic в Астане;
- креативный хаб «Алатау», «Дом на Барибаева 36» в Алматы;
- креативный хаб OzgeEpic в Туркестане;
- арт-пространство Art Amanat hub в Шымкенте;
- центр современной культуры YEMAA в Атырауской области;
- «Анаға тағзым» в Кызылординской области;
- креативный центр на базе областной юношеской библиотеки имени С. Жиенбаева в Актюбинской области.
До конца 2024 года планируется открытие еще 2 креативных хабов в Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях.
Искусственный интеллект
Сказано:
«Нужно также сфокусироваться на подготовке квалифицированных специалистов. Как минимум три известных вуза должны заняться обучением кадров и проведением исследований в этой области».
Сделано:
1. Приняты Концепция развития искусственного интеллекта на 2024-2029 годы и План действий по его реализации.
2. В Концепции развития высшего образования и науки на 2023-2029 годы предусмотрены меры по подготовке кадров в сфере искусственного интеллекта.
3. Утверждена Дорожная карта по подготовке кадров в сфере искусственного интеллекта в вузах на 2024 год.
4. Разработан Межвузовский стандарт по применению искусственного интеллекта в высшем и послевузовском образовании.
5. Для подготовки кадров:
- совместно с Сеульским национальным университетом науки и технологий открыта Высшая школа искусственного интеллекта и информатики на базе Кызылординского университета имени Коркыт Ата;
- открыт филиал City University of Hong Kong на базе Казахского национального исследовательского университета имени К. Сатпаева;
- открыт Центр искусственного интеллекта на базе Восточно-Казахстанского технического университета имени Д. Серикбаева совместно с Мастерской Лу Баня.
6. В IT-отрасли разработаны 43 профессиональных стандарта, вузами совместно с зарубежными партнерами созданы новые образовательные программы («Компьютерные науки», «Программная инженерия» и др.);
7. С 1 сентября этого года подготовка кадров в области искусственного интеллекта будет осуществляться в рамках образовательных программ по IT-специальностям.
8. По направлениям информационно-коммуникационных технологий на 2024–2025 учебный год выделено 13036 грантов по программам бакалавриата, из них по новым программам – 802 гранта.
Народные IPO
Сказано:
«Процессы приватизации и проведения народных IPO следует существенно ускорить. Главная цель – кардинально повысить прозрачность и эффективность управления активами. Поручаю Правительству с 2024 года начать приватизацию всех непрофильных активов и проведение народных IPO компаний Фонда «Самрук-Казына». В следующем году следует осуществить народное IPO компании Air Astana, подготовить к выходу на рынок компанию QazaqGaz, реализовать государственные активы в крупных компаниях».
Сделано:
- продолжается работа по ограничению государственного участия в экономике в рамках Комплексного плана приватизации на 2021-2025 годы, в том числе через инструменты IPO/SPO:
- осуществлен вывод на IPO/SPO акций АО «Национальная компания «КазМунайГаз» (3%) на сумму 153,9 млрд тенге, АО «KEGOC» (5%) на сумму 22,6 млрд тенге, АО «Air Astana» (10%) на сумму 10,6 млрд тенге;
- предусмотрен вывод в 2025 году акций АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» и АО «Национальная компания «QazaqGaz», проводится предпродажная подготовка.
Основная работа по проведению IPO/SPO будет осуществлена Национальным офисом по приватизации, созданным Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.
Безопасность детей
Сказано:
«Особое внимание следует уделить вопросам безопасности дорожной инфраструктуры, зданий, одежды, продуктов питания для детей.
Важно также психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется институционально усилить в образовательных учреждениях службу психологической поддержки, организовать единый телефон доверия и разработать действенную программу помощи жертвам насилия и буллинга».
Сделано:
1. Обеспечение безопасности дорожной инфраструктуры:
- МВД совместно с заинтересованными органами и организациями в октябре-ноябре 2023 года проведены дополнительные обследования прилегающей территории к школам и иным объектам образования на предмет соответствия дорожной инфраструктуры и организации дорожного движения требованиям безопасности;
- обследованиями охвачено 20898 объектов образования (7828 школ, 11338 детских садов, 1732 организаций дополнительного образования);
- по результатам установлено, что прилегающая улично-дорожная сеть к 78% (16281) объектам образования нуждается в дополнительных мерах по обеспечению дорожной безопасности, а также имеет недочеты и недостатки в обустройстве дорожной инфраструктуры (отсутствие дорожных знаков, разметки, освещения, ограждений);
- дорожным и коммунальным организациям выдано свыше 3 тыс. предписаний на устранение выявленных недостатков. Привлечены к административной ответственности 140 должностных лиц;
- в 2023 году вблизи объектов образования обустроены 1483 пешеходных переходов, 2615 искусственных дорожных неровностей, 5091 дорожный знак, 61460 м тротуаров и 300 тыс. м освещения;
- в 2024 году по 1722 объектам образования работы уже завершены, что составляет 22% запланированных работ на 2024-2025 годы;
- в результате проводимой работы на сегодняшний день инфраструктура вблизи около 15 тыс. (71%) организаций образования отвечает современным требованиям безопасности.
Работа по приведению дорожной инфраструктуры объектов образования требованиям безопасности будет продолжена совместно с местными исполнительными органами.
2. Обеспечение безопасности зданий, одежды, продуктов питания для детей:
- министерством здравоохранения утвержден План действий по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты населения на 2024–2025 годы;
- по итогам проверок школ выдано 49 предписаний в отношении 2398 ответственных лиц, наложены штрафы на сумму свыше 495 млн тенге, отстранены от работы 120 лиц, переданы в суд 42 материала;
- по проблемным школам, не имеющим СЭЗ, акиматами утверждены региональные планы действий по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в организациях образования и социальной защиты населения на 2024–2025 годы. В рамках его реализации ведется ежемесячный санитарно-эпидемиологический мониторинг.
Повсеместно проводится информационно-разъяснительная работа с поставщиками услуг питания, администрациями школ, организаций образования на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и обеспечения безопасности детей.
3. Институциональное усиление служб психологической поддержки.
На сегодняшний день во всех регионах страны функционируют центры психологической поддержки, которыми оказана помощь 9558 несовершеннолетним и 10576 родителям.
Работа по институциональному укреплению служб психологической поддержки продолжается.
4. Организация единого телефона доверия и разработка программы помощи жертвам насилия и буллинга.
Важным механизмом предотвращения суицида, буллинга, насилия стал контакт-центр «111» по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей.
Контакт-центр включен в перечень экстренных служб, соединение с которыми является бесплатным и функционирует круглосуточно.
По состоянию на 30 июля 2023 года в контакт-центр обратились 600 детей. По 146 обращениям предоставлена информация справочного характера, опытными психологами оказана консультация по 170 обращениям, по 284 совместно с государственными органами оказана своевременная помощь.
Насилие против детей
Сказано:
«Требую ужесточить наказание за любые формы насилия в отношении несовершеннолетних».
Сделано:
- приняты законодательные поправки, направленные на ужесточение наказания за любые формы насилия в отношении детей;
- исключена возможность примирения по преступлениям, связанным с насилием в отношении несовершеннолетнего, что позволит обеспечить неотвратимость наказания правонарушителя;
- по умышленным причинениям тяжкого и среднего вреда здоровью, истязаниям исключен такой вид наказания как ограничение свободы, предусмотрено лишение свободы;
- за изнасилование малолетнего предусмотрено наказание только в виде пожизненного лишения свободы, ранее была альтернатива – 20 лет лишения свободы;
- по таким преступлениям, как «Похищение человека» и «Незаконное лишение свободы» добавлен квалифицирующий признак «в отношении заведомо несовершеннолетнего», что влечет более тяжкое наказание;
- введена уголовная ответственность за «Приставание сексуального характера к несовершеннолетним» под угрозой наказания до 50 суток ареста;
- криминализировано причинение легкого вреда здоровью и побоев;
- введена ответственность родителей за неисполнение мер по обеспечению безопасности детей;
- введена административная ответственность за травлю (буллинг, кибербуллинг) несовершеннолетнего;
- введена ответственность за принудительную высадку из общественного транспорта лиц, не достигших 16-летнего возраста, следующего без сопровождения родителя или законного представителя.
Безопасность труда
Сказано:
«Крайне острой проблемой остается высокий уровень производственного травматизма. Правительству до конца года необходимо принять Концепцию безопасного труда до 2030 года. Она должна быть направлена на предупреждение и исключение профессиональных рисков на рабочих местах. По моему поручению Правительством выработан механизм социальной поддержки лиц, длительное время занятых во вредных условиях труда».
Сделано:
1. Принята Концепция безопасного труда в Республике Казахстан до 2030 года.
В Концепции предусмотрены 4 основных направления развития национальной системы управления охраны труда:
модернизация системы управления охраны труда на основе риск-ориентированного подхода;
экономическое стимулирование мер по снижению профессиональных рисков на рабочих местах;
развитие профессиональных компетенций и научного потенциала;
повышение эффективности контроля и мониторинга в сфере охраны труда.
2. Применение матричного метода распределения и ранжирования средств индивидуальной защиты на основе конкретного опасного фактора упростит работодателю их выбор.
Это позволит обеспечить работников средствами защиты от рисков, свойственных конкретному рабочему месту.
3. Внедрение риск-ориентированного подхода будет сопровождаться полномасштабной цифровизацией путем интеграции информационных систем мониторинга условий труда.
Создана Цифровая карта предприятий, которая позволит в режиме реального времени проводить мониторинг условий труда.
Вредные условия труда
Сказано:
«Учитывая значимый вклад в развитие отраслей и степень урона здоровью, таким работникам еще до достижения пенсионного возраста, в частности, уже с 55 лет, будет выплачиваться специальная социальная выплата. Прошу Парламент оперативно рассмотреть предложения Правительства. Люди ждут решения этого вопроса».
Сделано:
В рамках внедрения дополнительных механизмов социальной защиты работников, занятых во вредных условиях труда, с 1 января 2024 года введены специальные социальные выплаты.
На данные выплаты имеют право работники при достижении 55-летнего возраста, за которых перечислялись обязательные профессиональные пенсионные взносы не менее 7 лет.
Ключевым условием для получения выплаты является прекращение работы во вредных условиях труда. Для таких работников будут предложены меры трудоустройства.
Спецсоцвыплаты производятся из четырех источников:
- специальное профессиональное государственное пособие из республиканского бюджета в размере 2 прожиточных минимумов;
- страховая выплата по договору предпенсионного аннуитетного страхования в размере 1 прожиточного минимума;
- профессиональная выплата за счет средств работодателя в размере 1 прожиточного минимума;
- пенсионная выплата из ЕНПФ с учетом накоплений. Работник будет получать специальную социальную выплату до достижения пенсионного возраста.
С начала этого года 8476 гражданам из 9255, длительное время проработавших во вредных условиях труда, назначена специальная социальная выплата.
Из республиканского бюджета и Единого накопительного пенсионного фонда 2840 получателям из 2730 назначены спецсоцвыплаты.
За назначением из 4 источников (республиканский бюджет, Единый накопительный пенсионный фонд, работодатель и компания по страхованию жизни) обратились 6415 человек, из них назначено 5746 получателям.
С учетом обязательных условий для назначения специальной социальной выплаты по данным ЕНПФ, претендовать на нее в 2024 году смогут более 37 тыс. работников, средний размер выплаты в целом составит более 208 тыс. тенге. Размер выплаты для каждого работника будет зависеть от накоплений в ЕНПФ.
Платформенная занятость
Сказано:
«Мы являемся свидетелями масштабных изменений на рынке труда, где все большую роль будет играть цифровая экономика. Более востребованной становится платформенная занятость. Уже сегодня в этом секторе работают свыше полумиллиона человек. Однако их трудовые права все еще слабо защищены. Поэтому предстоит разработать действенные механизмы защиты трудовых прав данной категории граждан и полностью отрегулировать вопрос платформенной занятости».
Сделано:
1. Приняты поправки в Налоговый, Бюджетный, Социальный кодексы и закон «Об обязательном социальном медицинском страховании».
2. Граждане, занятые в этой сфере, будут перечислять 4% (1% – в ЕНПФ, 1% – в ФСМС, 1% – в ГФСС и 1% – в республиканский бюджет) от индивидуального подоходного налога.
Данная мера гарантирует учет пенсионного стажа, получение социальных гарантий при наступлении соответствующих рисков и получить статус застрахованного в системе ОСМС.
3. Вкупе это позволило предоставить доступ граждан, занятых в этой сфере, к социальным гарантиям (пенсионное, медицинское обеспечение, социальное страхование и др.).
На сегодняшний день в стране на различных интернет-платформах осуществляют деятельность более 500 тысяч граждан (услуги такси «Яндекс.Такси», Uber, InDrive и др., курьерская доставка Glovo, Wolt и др.).
Главными преимуществами платформенной занятости являются возможность совмещения с основной работой, гибкость рабочего времени, баланс между работой и личной жизнью.
Минимальная зарплата
Сказано:
«В целях увеличения доходов граждан поручаю с 1 января 2024 года повысить размер минимальной зарплаты до 85 тысяч тенге. Таким образом, мы за три года подняли размер минимальной оплаты труда в два раза. Данная мера позитивно отразится на благосостоянии около 1 миллиона 800 тысяч граждан, включая 350 тысяч бюджетников».
Сделано:
- с 1 января 2024 года размер минимальной заработной платы в Казахстане увеличен с 70 000 до 85 000 тенге;
- в соответствии с Трудовым кодексом РК работодатели обязаны обеспечить работникам заработную плату на уровне не ниже МПЗ.
- это позволило увеличить денежные доходы порядка 1,8 млн наемных работников с зарплатой до 85 тыс. тенге, работающих во всех отраслях, на предприятиях различных форм собственности, в том числе 350 тыс. бюджетников.
- в первую очередь повышение МЗП коснулось «низкооплачиваемых» работников;
- работодатели, которые при установлении уровня зарплаты используют показатель МЗП, также будут пересматривать заработную плату других категорий работников с учетом межразрядной системы квалификаций.
Строительство дорог
Сказано:
«Требуется также решить проблемы в сфере строительства автомобильных дорог. Их качество не выдерживает критики. Несвоевременное и некачественное выполнение работ, высокий уровень коррупции, низкая конкуренция – это «родовые болезни» данной отрасли. Поэтому следует принять конкретные меры уже до конца года. Все недобросовестные компании в соответствии с законом будут привлечены к ответственности. Этому вопросу я уделяю особое внимание. Нужно ужесточить контроль, принять новые нормативные документы».
Сделано:
1. Контроль и привлечение ответственных лиц за некачественное выполнение дорожных работ обеспечиватся Национальным центром качества дорожных активов:
по итогам 2023 года осуществлены 11 299 инспекционных выездов на автодорожные объекты по республиканской и местной сети, где были выявлены 5 685 нарушений. В результате принятых мер подрядными организациями переустроены работы за счет собственных средств на 4,1 млрд тенге. С января по июль 2024 года произведены 5 682 выездов, выявлены 3 357 дефектов и нарушений. Подрядными организациями переустроены работы на 890 млн тенге.
2. Для обеспечения прозрачности строительно-монтажных работ активизирована работа в части цифровизации процессов в рамках единой информационной системы Е-Qurylys:
- национальным оператором по управлению автомобильными дорогам АО «НК «КазАвтоЖол» в данной системе ведется исполнительная техническая документация на более 40 проектах среднего ремонта;
- ведется работа по реализации механизма «окрашивания денег», которая предполагает снижение коррупционных проявлений в данной отрасли. Для этого прорабатывается внедрение платформы «цифровой тенге» в строительстве дорог через систему Е-Qurylys;
- сформирована единая база дорожно-строительных материалов и новых технологий. Преимуществом данной платформы является оцифровка карьеров и заводов, исключение лоббирования производителей, фальсификаций о качестве материалов и постоянная актуализация данных. Также она облегчает процесс внедрения новых технологий и материалов при строительстве, реконструкции или ремонте дорог. Актуализация и заполнение базы проводится на постоянной основе.
3. Для предотвращения использования некачественных асфальтобетонных смесей в текущем году проведена ревизия всех действующих 400 асфальтобетонных заводов по стране. По итогам направлены рекомендации по приведению их в соответствие необходимым требованиям.
Работа по реализации поручения главы государства продолжается.
Фото из открытых источников