Бывший министр иностранных дел Ташкента, 76-летний Абдулазиз Камилов, специальный представитель президента Шавката Мирзиёева по вопросам внешней политики в течение последних двух лет, опубликовал статью в газете «Жанги Узбекистон» («Новый Узбекистан»).
В статье, посвященной теме «Новая Центральная Азия во внешней политике Узбекистана», он утверждает, что «углубляющийся глобальный кризис доверия, эскалация вооруженных конфликтов ставят под угрозу стабильность и устойчивое развитие всего региона».
Автор статьи отталкивается от недавней консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии в Астане, напоминая о трудностях интеграции этих стран друг с другом в последние годы.
«Еще семь лет назад наши границы были практически закрыты по всем направлениям, — пишет Камилов, — нам приходилось преодолевать конфликты и минные поля на границах, транспортные блокады и непреодолимые барьеры в торговле, бесконечные дискуссии об использовании водных ресурсов, а каждый поход стад на водопой грозил перерасти в прямые столкновения».
По словам бывшего министра, в последние годы как никогда начался процесс «перезагрузки отношений», и внутренняя торговля между странами Центральной Азии выросла в 4,4 раза, в пять раз больше стало совместных предприятий, а объемы инвестиций удвоились.
Поэтому он считает, что «в новых геополитических условиях Центральная Азия возвращает себе ту роль, которую она играла во времена Великого Шелкового пути, как мост между Востоком и Западом, Севером и Югом, перекресток экономических интересов разных типов и направлений».
Все аналитики сходятся во мнении, что каждая страна, желающая иметь значительный вес в мировой геополитике, сегодня пытается различными способами давить на страны Центральной Азии, которая становится настоящей «зоной геополитической конкуренции». Кроме того, Камилов настаивает на том, что регион «стал по существу самостоятельным игроком в различных играх на мировой арене, укрепляя свою идентичность как коллективного субъекта».
Уже состоялось 10 международных встреч в формате «5+1» с участием 40 стран и двух наднациональных органов.
В этом растущем интересе, конечно, прежде всего, играют роль чисто экономические факторы, поскольку Центральная Азия «представляет собой рынок с более чем 80 миллионами потребителей, где сосредоточено 7% мировых запасов нефти и газа, крупные месторождения критических материалов и редких минералов, от 5,2% до 38,6% тех, которые необходимы для цифрового и экологического перехода».
Камилов подчеркивает огромную роль президента Мирзиёева в урегулировании напряженности и разногласий с соседями, решительно называя его «великим архитектором Центральной Азии», поставившим в качестве цели своей внешнеполитической доктрины достижение квоты «ноль проблем с братскими странами».
Усилия Ташкента на политико-дипломатическом, экономическом, культурном и гуманитарном уровнях не только радикально улучшают отношения с соседями, но и помогают действительно создать коллективный «новый формат», напоминая, например, о полном юридическом определении границ с Казахстаном и многочисленных успехах в демаркации с Туркменистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.
Неопределенность границ — это советское наследие, когда Москва держала вопросы в подвешенном состоянии, чтобы всегда иметь последнее слово перед лицом любых претензий или напряженности. В заключение Камилов перечисляет задачи, которые стоят перед дальнейшим развитием регионального сотрудничества на политическом и экономическом уровне, в развитии транспортно-коммуникационного потенциала, в энергетической и климатической сфере, в культурных отношениях на основе преобладающей тюркской идентичности, не забывая при этом о других особенностях пяти стран Центральной Азии.
Автор: Владимир Розанский
Источник: UZBEKISTAN Against global crisis, Tashkent chooses unity in Central Asia (asianews.it)
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников