экономика

Шоссе в никуда

Вадим Фукс

05.06.2021

Недавно в Казахстане из-за возможного взимания платы за проезд по ряду трасс бастовали дальнобойщики. Забастовка охватила большинство регионов страны. «КазАвтоЖол» включил «заднюю скорость». На долго ли?

Акции протеста в Казахстане в связи с непопулярными решениями «партии и правительства» крайне редки. Но в данном случае негодование было почти предсказуемо, поскольку речь идет не об ущемлении каких-то там иллюзорных прав, до которых большинству, увы, плевать с высокой колокольни (в таких случаях несогласие выражает лишь горстка граждан), а о посягательстве на личный карман. И не только автомобилистов.

В середине мая нацкомпания «КазАвтоЖол» сообщила, что уже с июня в республике появятся 18 участков (общей протяженностью 6 тысяч километров), проезд по которым будет платным. Речь шла о следующих участках: Шымкент – граница Узбекистана; Уральск – граница РФ (Саратов); Уральск – граница РФ (Самара); граница РФ (Оренбург) – Актобе; Щучинск – Петропавловск; Шымкент – Кызылорда; Шымкент – Тараз; Тараз – Кайнар; Капшагай – Талдыкорган; Карабутак – Кызылорда; Актобе – Уральск; Атырау – Бейнеу – граница Узбекистана; Актау – Бейнеу; Костанай – граница РФ (Троицк); Нур-Султан – Костанай; Павлодар – граница РФ (Омск); Нур-Султан – Павлодар; Павлодар – Семей – Калбатау.

Отметим, что платные дороги в Казахстане существовали и до этого – всего 682 километра. По словам министра индустрии и развития инфраструктуры Бейбута Атамкулова, в прошлом году с участков дорог Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Хоргос, Алматы – Капшагай поступило 5,7 миллиарда тенге, из них 5,4 миллиарда тенге были потрачены на содержание дорог, а остальная часть поступила в бюджет.

Сколько же будет стоить проезд по новым платным участкам?

В НК «КазАвтоЖол» отметили, что цены на новых платных участках будут такими же, как и на уже существующих. К слову, стоимость проезда не менялась с 2013 года. В нацкомпании не рассматривают вопрос повышения цены. Для легковых машин стоимость проезда составит один тенге за один километр. Также для водителей таких автомобилей доступен годовой абонемент за тысячу тенге.

Для автобусов стоимость составит от пяти до 15 тенге за километр (зависит от количества посадочных мест). Для междугородних и местных рейсовых автобусов проезд будет бесплатным. А грузовые автомобили должны будут платить от пяти до 25 тенге за километр (зависит от грузоподъемности).

В «КазАвтоЖол» добавили, что плата за проезд по трассам предусматривает развитие придорожной инфраструктуры. Вдоль дорог появятся места для отдыха, парковки, заправки, гостиницы и так далее. Нацкомпания уже подписала ряд соглашений с крупными сетями автозаправок по строительству 134 придорожных комплексов до конца 2024 года. Это касается не только платных, но и бесплатных трасс.

За решением о вводе платного проезда 30 мая по всей стране прокатились акции протестов недовольных дальнобойщиков. В Нур-Султане водители в знак протеста перекрыли движение на выезде из столицы, на окраине Уральска собрались более полусотни дальнобойщиков, чтобы выразить свое возмущение по поводу внедрения платной системы проезда для большегрузов. Протестовали и в других городах страны.

«О каких платных дорогах может идти речь, если каждый автовладелец платит налог на авто. 25 тенге за километр – это очень дорого. Все существующие дороги были построены на деньги государства, то есть на налоги наших отцов и дедов. Пока вы не приведете в порядок дороги, пока вами не будет развита инфраструктура на платных участках, пока не будет обеспечена безопасность, мы не будем ничего платить. Мы приглашаем вас на совместный рейд по всем направлениям, которые вы планируете сделать платными. Кстати, абсолютно бесплатно, и даже готовы обеспечить вас обедом и ужином», – написали уральские дальнобойщики в «КазАвтоЖол».

По мнению водителей, все платные дороги должны быть капитально отремонтированы под международные стандарты, должны быть снабжены чистыми туалетами, освещены, а также на всех платных участках должны быть установлены снегозащитные ограждения.

Акция водителей возымела действие. Вскоре «КазАвтоЖоле» предложил свое решение, внедрив систему взимания платы пока только на пяти участках дорог.

«В текущем году система взимания платы будет введена на пяти участках автодорог І-й категории. Это участки: Западная Европа – Западный Китай; Щучинск – Кокшетау; Капшагай – Талдыкорган (с обходом Талдыкоргана); Нур-Султан – Павлодар; Актау – Жетибай – Жанаозен», – сообщили в нацкомпании.

Кроме того, система взимания платы заработает на обходах городов Нур-Султан, Караганда и Павлодар.

«На данный момент рабочая группа осуществляет комиссионные выезды на каждый вышеуказанный участок. Плата за проезд будет взиматься только после полного соответствия параметров дороги к заявленным техническим категориям», – подчеркнули в «КазАвтоЖоле».

Впрочем, правительство Казахстане не отказалось от своей идеи, а лишь отсрочила ее воплощение, о чем и сообщил министр индустрии и развития инфраструктуры Бейбут Атамкулов 2 июня на отчетной встрече перед населением.

«Платные дороги – общемировая практика. Система платности во многих странах отражает справедливый принцип «Кто пользуется дорогой, тот платит за ее содержание», так как зачастую в погоне за прибылью у нас большегрузный автотранспорт, который осуществляет перевозку инертных материалов, разрушает дорожное полотно. Кроме того, через территорию Казахстана проезжают десятки тысяч транзитных грузовых машин из третьих стран, они изнашивают наши дороги, а ведь наши перевозчики, проезжая по территории зарубежных стран, платят соответствующие сборы», – сказал Атамкулов.

Министр сообщил при этом, что ежегодно из республиканского бюджета расходуется более 40 миллиардов тенге на содержание 25 тысяч километров дорог республиканского значения. Введение платы снизит эти расходы, пояснил он. По словам министра, к 2025 году в стране планируется сделать платными 11 тысяч километров дорог. В этом году платными станут первые 5,8 тысячи километров.


Вадим Фукс

Публикации автора

Шоссе в никуда

Топ-тема

Другие темы

КУЛЬТУРА | 23.04.2024

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

ОБЩЕСТВО | 23.04.2024

Своевременно и необходимо

ГЕОПОЛИТИКА | 23.04.2024

Песах – основа культа знаний у евреев

АНАЛИТИКА | 22.04.2024

О проблемах декоммунизации

ПОЛИТИКА | 19.04.2024

Аргументов становится всё меньше

АНАЛИТИКА | 19.04.2024

В этот день. Независимость, «Копейка» и Симпсоны