Геополитика

Грузия: Столица подержанных автомобилей Евразии

Редакция

23.05.2024

Дилеры борются с неопределенностью, поскольку страна стремится остаться центром реэкспорта.

В понедельник днем на Руставском авторынке Грузии дела идут неспешно.

Дилеры прокладывают себе путь среди рядов импортных европейских BMW и японских Subaru, ведут переговоры с потенциальными клиентами по телефону, потягивая кофе из близлежащих кафе. Здесь есть автомобили - бесконечные ряды, - которые нужно продать. Проблема лишь в том, что покупателей почти нет.

Гела Хачидзе, 53 года, работает на рынке около 10 лет. В интервью в марте он сказал, что этот бизнес - худший из всех, которые он когда-либо видел. «Такого еще не было», - говорит он. «Такого не было даже во время пандемии».

Реэкспорт автомобилей в Грузии - самый большой экспортный товар страны - находится в середине переходного периода. Летом 2023 года правительство Грузии, ссылаясь на желание соблюсти западные санкции, усложнило реэкспорт автомобилей в Россию и Беларусь. Этот шаг ускорил усилия грузинских автодилеров по открытию и выходу на другие рынки, включая Центральную Азию.

Эти усилия принесли определенные дивиденды. Например, официальные таможенные записи Казахстана за 2023 год показывают, что Грузия поставила второе по величине количество автомобилей в центральноазиатское государство среди всех иностранных экспортеров. Китай был главным экспортером автомобилей в Казахстан: большинство китайских автомобилей, отправляемых в Казахстан, были новыми, в то время как автомобили, поступающие из Грузии, были подержанными.

Общий доход от реэкспорта грузинских автомобилей растет на протяжении последних трех лет и в 2023 году достиг 940 миллионов долларов. Данные за январь-апрель (выручка в размере 577 миллионов долларов США) показывают, что страна находится на первом месте по объему поставок в 2023 году. Похоже, что, по крайней мере, на данный момент, поворот к Центральной Азии будет продолжать приносить прибыль.

Но для многих грузинских торговцев подержанными автомобилями будущее неопределенно.

«Сегодня Грузия функционирует как автомобильный хаб в регионе, но будущее имеет как проблемы, так и перспективы», - говорит Александр Нониадзе, глава Грузинской ассоциации автоимпортеров. Самая большая проблема, по словам Нониадзе, заключается в том, чтобы Грузия сохранила свои позиции на рынке в качестве крупного экспортера подержанных американских и европейских автомобилей.

«Если китайские автопроизводители полностью освоят рынок Центральной Азии и Кавказского региона, Грузия может потерять свою функцию хаба», - сказал он.

На протяжении многих лет Рустави был крупнейшим автомобильным рынком на Кавказе. Разбитые автомобили с Запада часто покупаются со значительной скидкой, а затем отправляются в грузинские порты. После того как механики творят чудеса, они оказываются здесь и в других местах, готовые к продаже с большой выгодой.

В последние годы проблемы усугубляются. Сначала была эпидемия Ковид-19, затем Россия вторглась в Украину. В то время Армения и Азербайджан были одними из крупнейших направлений экспорта автомобилей, а украинцы составляли значительную группу покупателей. Теперь на асфальтированных автобазарах Рустави украинцев не встретишь, а западные машины больше не отправляются в Россию в огромных количествах.

«Нам очень тяжело, потому что мы потеряли Украину», - говорит Лаша Дарбаисели, который также работает в Грузинской ассоциации автоимпортеров.

Сейчас большинство покупателей на автомобильном рынке составляют покупатели из Казахстана и Кыргызстана. В январе Кыргызстан занял первое место по общему объему грузинского экспорта, чему в немалой степени способствовала торговля подержанными автомобилями.

В начале 2024 года грузинское издание iFact опубликовало доказательства того, что поток западных автомобилей из Грузии в Россию продолжается, несмотря на запрет. Эксперты отрасли признают, что россияне, скорее всего, теперь просто импортируют автомобили через страны Центральной Азии, что делает процесс получения западных автомобилей более сложным и дорогим, но возможным.

Нет данных о том, сколько людей работает в автомобильной промышленности Грузии, но она состоит не только из дилеров. Здесь работают механики, специалисты по логистике и офис-менеджеры, многие из которых также расстроены вступившим в силу в этом году правительственным мандатом, согласно которому автомобили, собранные до 2013 года, не могут быть импортированы для внутреннего использования из-за опасений по поводу стандартов выбросов в атмосферу.

«Многие не смогут купить новый автомобиль, что еще больше увеличит и без того старый автопарк», - говорит Нониадзе, добавляя, что цены на автомобили, выпущенные после 2013 года, растут.

Для обычного дилера, работающего за комиссионные, изменения нелегки. Вернувшись на автобазар в Рустави, Хачидзе сокрушается о потерянном бизнесе. По его оценкам, до пандемии он продавал 15–30 автомобилей в неделю. До вторжения России это число сократилось до 10 в неделю. Сейчас ему повезло продать вдвое меньше за тот же период времени.

В подтверждение своих слов он развел руками над зеленой рамой Mercedes Benz S 500. «Эта машина стоит здесь уже больше года. Как вы его продадите? Зачем привозить вторую?»

Когда его спросили, есть ли что-то, что люди должны знать о состоянии реэкспортного сектора в Грузии, он указал на последствия ограничений, введенных правительством, и западных санкций.

«Эти запреты - санкции - действуют не на Россию, а непосредственно на Грузию», - сказал он, отметив большое количество людей, занятых в автомобильной торговле страны. «Все делали деньги на этой индустрии. Сейчас все ушли из этого бизнеса, потому что нет покупателей».

Автор: Брейли Бенсон - репортер из США, недавний выпускник Колумбийской школы журналистики, пишет о России и странах вокруг нее.

Источник: Georgia: The used-car capital of Eurasia | Eurasianet

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Безопасность детей в летние каникулы: забота о будущем

Коррупция в Казахстане: акиматы бьют рекорды

Игры кочевников — в Боровом проходит сбор

«Таза Қазақстан»: новый сервис подачи заявок для населения

Логика реформ

Проведена колоссальная работа — принят закон против лудомании

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 26.07.2024

В этот день. Свобода, независимость и… рабство

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

Безопасность детей в летние каникулы: забота о будущем

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

Коррупция в Казахстане: акиматы бьют рекорды

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

От гардероба до могилы — что волнует общество

ОБЩЕСТВО | 24.07.2024

Сестра убийцы Ленина, дочь Махно — ссыльные истории Тараза

АНАЛИТИКА | 24.07.2024

Правовое государство: инициатива снизу