Эхо минувшей Второй Мировой войны, а в Казахстане, как и в других странах образовавшихся после распада СССР, как эхо «Великой Отечественной войны» (советская идеологема) – отнюдь не пустой звук для многих и многих казахстанцев самых разных национальностей и разных поколений. Они чтят своих прадедов, дедов и отцов, сражавшихся против немецко-фашистских (заметим, и не только немецких, но и венгерских, румынских, итальянских и даже французских…) оккупантов на земле и в небе, в Черном, Балтийском и акваториях других морей. В той, планетарного масштаба войне, в составе легендарной Красной армии, в партизанских отрядах. С обретением суверенитета, ни потомки, ни в целом народ Казахстана, ни власть так же не забывали Победу, добытую в тесном боевом содружестве народов СССР.
Однако, справедливости ради, надо заметить, что так было не везде. Строительство Новых Независимых Государств и объективно, и субъективно оказалось сопряжено с нивелированием былой, советской идеологии, а порой вообще всего, что, так или иначе, было связано с советской действительностью и с советской историей как таковой. Кто-то «преуспел» в этом больше, кто-то меньше.
Допустим, в России - правопреемнице СССР, в бытность первого президента Российской Федерации Борисе Ельцине, советское прошлое продолжало третироваться практически с той же скоростью и рвением, как и в последние два-три года правления общесоюзным государством Михаила Горбачева, последнего лидера СССР и политика, который, собственно, и запустил процесс развала СССР, выпустив за свободу джинна гласности и париев перестройки. Стоило ли это делать или нет – не есть предмет этой статьи.
После прихода к власти Владимира Путина начался форматироваться другой тренд, вдохновителями которого выступили новые обитатели кремлевских коридоров. Как грибы после дождя появилась масса российских фильмов и телесериалов про Великую Отечественную войну. Идеологическим апогеем стали так называемые Марши Памяти, плавно трансфомировавшиеся в «Бессмертный полк».
Первоначально все эти четко направленные акции были достаточно лояльно восприняты в той же Беларуси и Казахстане. Между тем, параллельно, начавшись с той же России, прежде всего в виртуальном пространстве, стали массированно проговариваться мнения, скажем так, крайне либерального толка. А любая крайность, даже либеральная, мало чем отличается от любой другой – крайности и это всегда создает конфликтную атмосферу. Например, когда безапелляционно садят на одну скамью или не делают различий между Сталиным и Гитлером. Вдруг стало считаться, причем с претензией на истину в последней инстанции, что по большому счету победу в II WAR (Второй Мировой войне), а, следовательно, и в Великой Отечественной (?) победил некий коллективный Запад, подразумевая на самом деле США, Великобританию и даже Францию (!) с ее оказавшейся бесполезной линией Мажино.
Как-то очень быстро все это вылилось в какой-то нескончаемый спор: кто же внес большую лепту в разгром «чумы ХХ века» – Запад или Россия? Ну ладно, Запад, общеизвестный американский животворящий ленд-лиз… Этот непреложный исторический факт, вдруг ставший перевешивать людские потери СССР. Т.е. тех, кто воевал лицом к лицу с немецкими солдатами куда больше времени чем американцы, вынесших львиную тяжесть прямых боестолкновений, а не комфортное сжигание, практически дотла ковровыми бомбардировками Дрездена, Гамбурга. Именно тогда, когда военно-промышленный и в целом экономический потенциал гитлеровской Германии начал жестоко проседать, когда у обессиливающейся под натиском советского солдата Германии уже наблюдался жесточайший дефицит тех же зениток, зенитных боеприпасов и уже много чего еще…
Но Германия объединилась, а СССР распался. И наследие скажем так, некогда общей Победы, стало претерпевать разного рода деструкции теперь уже на постсоветском пространстве. А в последние лет пятнадцать вообще налицо отдающее пошлостью дробление в этом вопросе по всему бывшему СССР. Сама эта воистину великая абревиатура стала как-то исчезать, а вместо нее зазвучало «Россия!» и еще раз «Россия!» (а, фактически, читай - русские и только русские!). А остальных тут не стояло… Более девяноста процентов тех же российских фильмов про войну – это не про легендарный советский интернационализм. Пусть даже искусственный, заидеологизированный, вымуштрованный под сенью «старшего брата», но который все-таки был, а иначе никакой Великой Победы и знаменитого парада 24 июня 1945 года просто не было бы. Ан нет… это они с а м и победили «фашистскую орду».
На этом фоне краткосрочная летняя военная кампания против Грузии со стороны России, так называемая «война 08.08.08» и последующие военно-политические акции в Крыму и на Донбассе, и тем более современная полномасштабная война в Украине понимаются на бывших просторах СССР в любом случае, далеко не так, как это хочет представить Кремль. Но, справедливости ради, надо сказать, что и не совсем т а к, как это преподносят (агитируют) Вашингтон, Лондон, Париж и т.д. Есть, мягко говоря, нюансы, в которых виновна, если уместно такое определение, отнюдь не одна и не только Россия.
Читатель вправе спросить: а к чему все эти рассуждения и те или иные выводы? А к тому, что озвучил наш президент буквально на днях на третьем Национальном Курултае в Атырау. Он указал, что наряду с укреплением национальной идентичности нам важно чтить память своих героев. А дословно он сказал следующее: «Во многих странах восприятие переломных событий прошлого сейчас становится инструментом информационных и политических манипуляций. По мере отдаления Второй мировой войны рождается все больше исторических и военных мифов о ней. Казахстан всегда выступал и будет выступать за историческую правду, сохранение настоящей памяти об этом самом кровопролитном конфликте в истории человечества. В следующем году в мире будет широко отмечаться 80-летие Великой Победы. <…> В последние годы государством проводится системная работа по устранению «белых пятен» нашей истории, восстановлению исторической справедливости. Для объективного взгляда на прошлое большое значение имеет тщательное изучение архивных материалов <…> Думаю, что приближающееся 80-летие Победы придаст исследованиям в данном направлении новый импульс. Государство проводит последовательную работу по сохранению памяти о наших соотечественниках, совершивших в годы войны беспримерные ратные и трудовые подвиги. Имена таких героев, как Малик Габдуллин, Сабыр Рахимов, Алия Молдагулова, Маншук Маметова и многих других увековечены в названиях населенных пунктов, объектов, улиц по всей стране. Согласно традиции, именами наших «крылатых» героев названы летные училища, авиационные базы и аэропорты. Так, имя Талгата Бигельдинова носит Военный институт Сил воздушной обороны в Актобе. В честь Нуркена Абдирова названа Карагандинская авиационная база. Международному аэропорту в Атырау присвоено имя Хиуаз Доспановой.
Нужно продолжить эту практику и должным образом отметить заслуги легендарного летчика, дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского, который проявил исключительное мужество на фронте. В его родном Алматы имя Сергея Луганского носит одна из улиц. Считаю, что память Героя следует увековечить и в названии авиабазы Сил воздушной обороны Казахстана, расположенной в Талдыкоргане <…> В героическую летопись нашей страны золотыми буквами вписаны имена многих наших воинов. Хочу отдельно сказать о трех таких доблестных сынах нашего народа.
Сагадат Нурмагамбетов, попав на фронт, был назначен командиром взвода, а в битве за Берлин уже участвовал в качестве командира батальона. Пройдя через горнило войны, в мирное время он стал первым министром обороны Независимого Казахстана. Выдающийся офицерский талант проявил легендарный Бауыржан Момышулы. Он командовал батальоном, полком, дивизией на тяжелейших участках фронта. Впервые использованная им тактика выхода из окружения впоследствии получила название «спираль Момышулы». Сегодня не подвергается сомнению подвиг Рахымжана Кошкарбаева, который в числе первых водрузил боевое знамя на здании Рейхстага».
По сути дела, это своеобразный ответ на определенную нигилистическую тенденцию, которая прослеживается темной строкой в виртуальном пространстве (в социальных сетях прежде всего), суть которой едва ли не в полном отрицании былой истории. Прежде всего, истории Казахской ССР, в которой все было фатально неважно, что не было в рамках так называемого «советского колониализма» никаких достижений и предлагается, заодно, образно говоря, выкинуть на свалку истории всестороннее участие Казахстана во Второй Мировой войне… Включая воинские потери и воинские подвиги. Хотя с любой точки зрения, и прежде всего с точки зрения здравого смысла — это важнейший во всех отношениях период истории собственно казахов.
То, что обозначил в своем выступлении наш президент возвращает нас к полнокровному, по-настоящему историческому переосмыслению всего пути, предшествовавшему нынешнему суверенному и априори Новому Казахстану, причем в двух измерениях, в смысле пост-социалистическому и пост-назарбаевскому. И актуальность таких имен как Бауржан Момыш-улы, Талгат Бигельдинов и других героев страшной мировой войны, на новом витке общечеловеческой истории суперпринципиально со всех точек зрения. С той поры, когда исчезли кочевые институты власти и тогдашний Казахстан, и в целом вся нынешняя Центральная Азия (без Афганистана) вошла в постпетровскую империю, произошла советская модернизация. Да, в которой были и мрачные страницы, но наперекор им казахи удивительным образом проявили себя в чрезвычайных событиях планетарного масштаба. Ибо согласно знаменитой формуле Клаузевица: «Война – это продолжение политики иными средствами».
И именно тогда, спустя эпохи, временной лаг которых был спрессован в годы, которые календарно даже меньше нашего суверенного пути от 1917 до 1945 - 28 лет, а от 1991 до сегодняшних дней Казахстану, члену ООН - 33 года, казахи проявили себя самым что ни на есть наилучшим образом. Напомним общеизвестный факт, который при всем уважении к сединам казахстанских фронтовиков, как-то незаметно попал в сумеречную зону невнимания, которую, с другой стороны, заполнили казахские батыры, вышедшие из тьмы веков. То есть он как бы выпал из поля зрения под грохот барабанов суетливого очернения, а другое определение тут трудно подобрать, советского периода истории казахского социума. Что же это за общеизвестный и, одновременно, в чем-то оказавшийся неработающим на благо консолидации и гордости нации и в целом суверенной республики факт? Мы о славном списке Героев Советского Союза, главных победителей самой мощной армии мира тех лет. Так давайте же внимательно вчитаемся в него снова и снова.
Вот он:
1. Русских – 8 160,
2. Украинцев – 2 089,
3. Белорусов - 309,
4. Татар - 161,
5. Евреев - 108,
6. Казахов - 96,
7. Грузин - 91,
8. Армян - 90,
9. Узбеков - 69,
10. Мордвин - 63
Нас интересует, разумеется, 6 строка списка. Да, у казахов ввиду объективных причин не было маршалов, почти не было генералов (кроме Сабира Рахимова), командармов, командующих фронтами, флотами, крупными военно-воздушными соединениями. Сами казахи были обескровлены переходом к оседлому образу жизни, потеряв в результате Ашаршылыка чуть ли не половину своей численности. Но в самой масштабной и высокотехнологичной бойне в истории человечества казахи показали себя стойкими, храбрыми и умелыми воинами. С честью доказав, что они достойные продолжатели военных традиций своих предков - легендарных батыров эпохи кочевых войн. И эту нить ничем не перерубить и о ней надо не просто помнить, а всегда иметь в качестве примера для подражания нынешнему и будущим поколениям защитников Отечества. Подчеркнем, теперь уже Казахского Отечества, в котором всяк сущий в нем не казах тоже будет и должен себя чувствовать казахстанцем, гражданином обновляющегося Казахстана. Как когда-то на фронтах Второй мировой, когда чувствовали принадлежность к одной стране, одному государству… А теперь в современном, новом Казахстане, в котором никогда не забудутся имена ни Сергея Луганского, алматинского парня с района Пивзавода №1, ни родившегося в суровых акмолинских степях Талгата Бигельдинова…
Именно таковым мне видится базовый посыл месседжа президента К.-Ж. Токаева, озвученного с трибуны Национального Курултая в Атырау.
Фото из открытых источников