Учитывая жизненно важную роль нефти и газа в обеспечении современных обществ топливом, обеспечение доступа к этим ресурсам является неотъемлемым компонентом внешней политики страны. Транснациональные трубопроводные проекты могут либо обострять межгосударственные отношения - как в случае, когда богатое энергоресурсами государство прекращает поставки в соседние страны, - либо способствовать сотрудничеству, как, например, теория «мирного трубопровода», утверждающая, что трубопроводы, соединяющие враждующие страны, снижают риск вооруженного конфликта.
Пять центральноазиатских республик обладают значительными запасами нефти и газа, поэтому они привлекли внимание стран, желающих приобрести энергоресурсы. Индия и Китай - два наиболее значимых игрока в Центральной Азии, учитывая их географическую близость, огромное население и значительные потребности в энергоресурсах. Какую роль играют республики Центральной Азии в энергетической безопасности Китая и Индии, и какие энергетические стратегии и текущие инициативы реализуют эти две страны в регионе?
Трубопроводная стратегия Китая в Центральной Азии
В течение XXI века Китай все больше утверждал свой статус ведущей мировой державы. С 1990 года темпы роста китайской экономики составляли в среднем около 9 % в год, а сама страна обладает одним из самых мощных в мире военных потенциалов. Китай также стремится завоевать региональный и глобальный авторитет с помощью таких многосторонних инициатив, как «Пояс и путь», Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и БРИКС.
Доступ к энергоресурсам имеет решающее значение для поддержания экономического роста Китая и уровня жизни 1,4 миллиарда его жителей. Однако мощности Китая по добыче собственной нефти и природного газа недостаточны для удовлетворения растущих потребительских запросов. По оценкам аналитиков, к 2050 году Китаю придется импортировать 90 % нефти. Потребление природного газа в 2050 году достигнет 700 миллиардов кубометров, хотя самостоятельно он сможет добывать только 380 миллиардов кубометров.
В своих энергетических потребностях Китай в первую очередь полагается на Ближний Восток, особенно в том, что касается нефти. В 2022 году из десяти крупнейших поставщиков нефти в Китай шесть будут ближневосточными странами: Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Оман, Кувейт и Катар. Однако поставки с Ближнего Востока проходят через критически важный Малаккский пролив на пути к китайским портам. Это представляет определенный риск для Китая, поскольку Сингапур, близкий союзник США, стратегически расположен в проливе. В случае конфликта Китай опасается, что США могут помешать или полностью перекрыть Малаккский пролив.
В результате Китай принял меры по диверсификации своих источников энергии и транзитных сетей. Богатые энергетические ресурсы центральноазиатских республик и географическая близость к Китаю превратили их в жизненно важный регион для китайской геоэнергетической стратегии - особенно с точки зрения строительства трубопроводов как для экономической, так и для дипломатической выгоды. Казахстан является важнейшим партнером Китая в этом отношении: протяженность нефтепровода Китай-Казахстан составляет 2 228 км, по нему транспортируется 120 000 баррелей нефти в день. Участок нефтепровода, введенный в эксплуатацию в 2005 году, стал первым в Центральной Азии, проходящим в обход России. Китай также инвестировал около 36,7 млрд долларов в экономику Казахстана в период с 2005 по 2022 год, причем ключевым сектором является энергетика.
Туркменистан также играет важную роль в геоэкономической стратегии Китая. Туркменистан является единственным поставщиком газа для линий А и В трубопровода Китай - Центральная Азия. Каждая линия протяженностью 1 833 км проходит через Туркменистан, Узбекистан и Казахстан, прежде чем попасть в Китай. Номинальная мощность каждой из этих двух газовых линий составляет 15 миллиардов кубометров в год.
По сравнению с двумя вышеупомянутыми государствами Узбекистан обладает сравнительно меньшими запасами энергоносителей. Однако через территорию Узбекистана проходит несколько трубопроводов, и поэтому Китай заинтересован в поддержании хороших отношений с этой страной в силу ее геостратегического значения. Узбекистан экспортирует в Китай 10 миллионов кубометров природного газа в год по линии С трубопровода Китай - Центральная Азия. По линии С транспортируется газ из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана, в общей сложности 25 миллиардов кубометров в год.
Что касается Таджикистана и Кыргызстана, то эти две страны, наряду с Китаем и Узбекистаном, заявили о своей поддержке линии D газопровода Китай - Центральная Азия. Этот газопровод протяженностью 966 км может увеличить ежегодный экспорт газа в регион на 25 миллиардов кубометров, хотя по состоянию на март 2024 года его строительство еще не завершено. Линия D проходит через все пять стран Центральной Азии, поэтому она может способствовать развитию регионального сотрудничества через политику газопровода. Однако она также может сделать государства региона восприимчивыми к чрезмерно сильному китайскому влиянию, тем более что к 2025 году Китай может импортировать 50 % нефти и газа, экспортируемых из Центрально-Азиатского региона.
Трубопроводная стратегия Индии в Центральной Азии
Потребление энергии в Индии значительно выросло с 2000 года, и ископаемое топливо обеспечивает 80 % энергии. В 2021 году Индия занимала третье место по потреблению энергии после Китая и США, а в 2022 году ее энергопотребление выросло на 8 %, что примерно вдвое превышает региональный рост.
При ожидаемом высоком экономическом росте зависимость Индии от нефти и газа еще не достигла своего пика. Индия импортирует 60 процентов сырой нефти и СПГ с Ближнего Востока, 15 процентов - из Африки и 15 процентов - из Западного полушария.
Энергетическая стратегия Индии находится на перепутье. Поскольку она не может удовлетворить растущие потребности внутри страны, ей следует активно искать более надежные и разнообразные источники энергии за рубежом. Поэтому, расширяя внутреннюю сеть трубопроводов для удовлетворения спроса на энергоносители и достижения целей развития, Индия стремится к реализации международных трубопроводных проектов.
Индия особенно заинтересована в энергетической дипломатии с республиками Центральной Азии, чтобы обеспечить себя надежными источниками энергии и снизить зависимость от ближневосточной нефти и газа. Такой дипломатический подход укрепляет связи Центральной Азии для обеспечения долгосрочной энергетической безопасности. Индия, дипломатически поздно пришедшая в регион, в 2012 году разработала политику «Связать Центральную Азию», чтобы укрепить свои стратегические позиции в области энергетики, безопасности и торговли.
Несмотря на дипломатическое и стратегическое сотрудничество, энергетическая политика Индии в Центральной Азии сталкивается с препятствиями и задержками. Политические ограничения, такие как санкции США против Ирана, и сложная межгосударственная динамика в отношениях с соседними странами, такими как Афганистан и Пакистан, способствуют возникновению этих проблем.
Два крупных трубопроводных проекта потерпели неудачу после многих лет трудов и разговоров. Индия присоединилась к проекту строительства трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) в 2008 году, но ситуация с безопасностью в Афганистане, а также в племенных районах провинции Белуджистан в Пакистане осложнила строительство для международных инвесторов. Хотя талибы пообещали обеспечить безопасность трубопровода в Афганистане в 2022 году, Индия не проявляет особого интереса к этому проекту из-за вышеперечисленных сложностей и вражды между Пакистаном и Индией. В 1999 году Индия присоединилась к трубопроводу Иран-Пакистан-Индия (ИПИ), называемому «Трубопроводом мира». Несмотря на экономические и стратегические выгоды, Нью-Дели отказался от этого предложения в 2009 году. В 2019 году Пакистан обязался завершить строительство трубопровода к марту 2024 года, однако строительство по-прежнему застопорилось. Эти два проекта демонстрируют, почему Индия сталкивается с энергетическими проблемами в Центральной Азии.
Заключение и будущее направление
Китай становится лидером в Центральной Азии, чтобы поддержать свое международное экономическое и политическое положение за счет энергетической безопасности. Китай использует такие инструменты, как добыча ресурсов, инвестиции и долгосрочные контракты, чтобы закрепить свое влияние в Центральной Азии. Энергетическая стратегия Китая начала создавать атмосферу взаимной зависимости в регионе, поскольку пересекающиеся сети трубопроводов стимулируют более тесное региональное сотрудничество между республиками Центральной Азии. В то же время это создает риск подчинения центральноазиатской автономии в пользу удовлетворения китайских требований.
Индия, напротив, имеет гораздо меньшую степень регионального влияния: ее общий импорт составляет менее 1,5 процента от экспорта в этот регион. Учитывая, что Индия практически не закупает газ в Центральной Азии, возможности для торговли энергоресурсами между двумя регионами невелики, за исключением Казахстана, который в 2023 году продал Индии сырой нефти на 342 миллиона долларов. Кроме того, Индия вкладывает в регион не так много инвестиций, как Китай, а ее участие в трубопроводных проектах не приносит желаемых результатов. Одним словом, взаимодействие Индии с регионом носит скорее устремленный, чем практический характер.
С точки зрения энергетической безопасности Китай в настоящее время опережает Индию в борьбе за влияние в Центральной Азии. В ближайшие годы Китай останется если не главным, то одним из основных игроков в регионе. Однако не следует упускать из виду и роль Индии. Она имеет прочные дипломатические и политические связи с республиками Центральной Азии, а ее проекты по развитию коммуникаций, такие как Международный транспортный коридор Север-Ю, могут нарушить нынешний статус-кво. Очевидно одно: геоэкономическое значение центральноазиатских республик и этого региона будет иметь решающее значение для понимания будущих энергетических тенденций и геополитической конкуренции.
Авторы:
Профессор Кашиф Хасан Хан является преподавателем экономического факультета Международного университета Ала-Тоо в Бишкеке, Кыргызстан. Ранее Кашиф занимал должности доцента в Конье (Турция), консультанта по международному бизнесу на Филиппинах и экономиста-консультанта в Азиатском банке развития. У него множество статей в научных журналах, которые индексируются в Web of Science, Scopus, ABDC и других базах данных. Занимается исследованием экономических коридоров, связей между Индией и Центральной Азией и международной торговли.
Марин Экстром преподаватель иностранных языков и исследователь, преподавала в Японии, Китае, России и Финляндии. Она получила степень магистра международных отношений в Центрально-Европейском университете в 2020 году. В сферу ее научных интересов входит евразийская интеграция, языковая политика и образование.
Источник: Comparing Chinese and Indian Energy Security Strategies in Central Asia – The Diplomat
Перевод: Диана Канбакова
Фото из открытых источников