Геополитика

Стратегические союзы: Тонкое сотрудничество Турции с Казахстаном

Редакция

11.01.2024

Казахстан превратился из стабильного инвестиционного партнера в стратегического союзника для Турции, обеспечивая важнейшее звено в Центральной Азии, а дипломатическая гармония способствует постоянному сотрудничеству.

Широко признано, что Турцию и Азербайджан часто называют, используя слова бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева, «одной нацией и двумя государствами».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Турция планирует стать доминирующим военно-морским игроком на Каспии

Турция намерена помочь Казахстану расширить свой каспийский флот

В последние годы родственные связи между двумя странами проявились в полной мере, особенно после того, как президент Реджеп Тайип Эрдоган поздравил Азербайджан с победой на спорных территориях Карабаха. Менее всего ценится степень экономического, политического и культурного влияния Турции в стратегическом регионе Центральной Азии, а также то, насколько медленно это влияние создавалось с помощью готовых партнеров после распада Советского Союза.

Организация тюркских государств (ОТГ) демонстрирует тихую тенденцию растущего влияния Турции. Турция неофициально возглавляет ОТГ, в которую входят Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. Состав ОТГ, проходящего по «Среднему коридору» из Китая в Европу, ставит регион и его членов в авангард множества геополитических тенденций.

Ухудшение влияния России среди ее южных соседей, рост китайского влияния в тюркских государствах, стремление Пекина наладить сухопутный контакт с европейскими рынками, трансформационные внутренние реформы, сектантские конфликты, напряженность в отношениях с Ираном и Афганистаном и многое другое подталкивают ОТГ к неожиданно важной роли в международной системе.

Одним из столпов ОТГ, безусловно, является Турция. Второй, менее оцененной опорой является не только Азербайджан - какими бы близкими ни оставались Баку и Анкара, - но и Казахстан.

Тюркско-казахстанские отношения

Когда Советский Союз распался и Казахстан провозгласил независимость, Турция стала первым государством, официально признавшим его независимость и немедленно вступившим в контакт со своими возрождающимися тюркскими собраниями. Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пригласил турецкую делегацию в Казахстан, став первой иностранной делегацией, посетившей суверенный Казахстан. Два государства имеют долгую историю, определяемую сильными языковыми, культурными и историческими связями. Однако не только культурное сходство или этнические связи определили зарождающиеся турецко-казахские отношения и сделали Анкару и Астану такими близкими.

Одной из главных целей турецкой внешней политики с 1990-х годов было укрепление связей с Центральной Азией, чтобы товары могли поступать в Турцию и на мировые рынки через Каспий и Азербайджан без транзита через Россию. Именно поэтому после обретения независимости, при энергичной поддержке Назарбаева, между Турцией и Казахстаном установились чрезвычайно тесные отношения, достигшие кульминации в виде «стратегического партнерства» в 2009 году и «расширенного стратегического партнерства» в 2022 году при нынешнем президенте Касым-Жомарте Токаеве. Впоследствии Анкара и Астана заключили целый ряд соглашений о сотрудничестве во всех сферах - от туризма до энергетики и сельского хозяйства.

В 2022 году объем торговли между Казахстаном и Турцией вырос до 6,3 млрд долларов США сделав Турцию четвертым по величине торговым партнером Казахстана. Это экономическое сотрудничество еще больше подчеркивается значительными прямыми инвестициями Турции в экономику Казахстана, которые превысили 5 миллиардов долларов США и укрепили позицию Турции среди 10 крупнейших инвесторов в стране.

В январе-сентябре 2023 года экспорт Казахстана в Турцию снизился на 18,4% до 2,92 млрд долларов США, а импорт из Турции вырос на 40,4% до 1,51 млрд долларов США. Общая внешняя торговля, на которую повлияло снижение импорта из Турции, показала более сбалансированную тенденцию со значительным увеличением экспорта из Турции на 40,4%, согласно данным Агентства по статистике Казахстана за сентябрь 2023 года.

Большая часть этой экономической деятельности ориентирована на энергетику и вращается вокруг трубопроводной сети Баку-Тбилиси-Джейхан. После войны в Украине казахстанская нефть все чаще перенаправляется в Турцию, а в 2023 году были перевезены значительные объемы.

Также следует отметить турецко-казахское сотрудничество в оборонно-промышленном секторе. По мере того, как Казахстан модернизирует свой устаревший советский арсенал, он все чаще обращается к турецким поставщикам оружия, а не к российским или китайским конкурентам. В 2023 году Казахстан закупил значительное количество турецкой бронетехники и начал переговоры о лицензионной сборке турецких беспилотников Anka.

В мае 2022 года Эрол Огуз, представители Defense Industries и Turkish Aerospace Industries (TUSAŞ) официально объявили о планах по сборке беспилотников Anka в Казахстане, и в настоящее время ведутся переговоры о дальнейших инвестициях в проект. Согласно меморандуму, подписанному в мае 2022 года, Turkish Aerospace Industries (TAI) будет производить боевые беспилотники Anka в партнерстве с Kazakhstan Engineering, что ознаменует Казахстан как первого производственного партнера Anka за пределами Турции. Сотрудничество предусматривает передачу технологий и производство в Казахстане, способствуя развитию военного сотрудничества. Беспилотники Anka, состоящие на вооружении турецких вооруженных сил с 2017 года, являются универсальными и оснащены для выполнения задач по разведке, наблюдению и поражению целей. Результатом этой совместной деятельности стал план военного сотрудничества на 2024 год, который обещает дальнейшее сотрудничество.

Многовекторная внешняя политика

Казахстан дополняет внешнеполитические цели Турции торговым и оборонным сотрудничеством и собственной «многовекторной внешней политикой». Эта стратегия, детище Назарбаева, делает упор на сотрудничество и экономическую экспансию, поощряя теплые отношения и прямые иностранные инвестиции (ПИИ) от множества международных игроков. Обширные и неохраняемые границы Казахстана с Россией и Китаем лучше всего защищать, обеспечивая широкие ПИИ с Запада, обширные культурные и международные связи, дипломатическое сотрудничество и лидерство.

Для того чтобы многовекторная внешняя политика позволила нарастить дипломатический капитал, Казахстан по мере возможности принимал активное участие в международном мире и арбитраже. Стремление стать «степной Швейцарией» побудило Казахстан отказаться от унаследованного от Советского Союза ядерного арсенала, в то время четвертого по величине в мире, создать Астанинский процесс для переговоров о прекращении гражданской войны в Сирии, созыв Съезда лидеров мировых и традиционных религий для продвижения религиозного плюрализма, который собирается каждые три года с 2003 года под эгидой Центра развития межконфессионального и межцивилизационного диалога Нурсултана Назарбаева, продвижение Международного дня ООН против ядерных испытаний и многие другие инициативы.

Эта многовекторная внешняя политика, которая должна удерживать Астану на равном расстоянии от основных полюсов глобальной власти, отражает большую часть политических приоритетов Казахстана, которые сосредоточены на социальном и экономическом развитии. Эта же политика помогла сделать Казахстан самым желанным партнером для Турции в Центральной Азии.

Казахстан сохранил спокойствие и избежал этнического насилия, от которого страдают многие постсоветские государства, приняв многоэтническую идентичность и одновременно приступив к реализации проекта государственного и национального строительства, который признал бы основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк.

После обретения независимости Назарбаев приложил усилия к «казахфикации» гражданского общества и бюрократии, способствуя возрождению казахского языка без вытеснения русского, надеясь в 2031 году полностью перейти от кириллицы к латинскому алфавиту. Это сделает казахскую письменность более совместимой с турецким, узбекским и азербайджанским языками. Это возрождение сопровождалось образовательной политикой, в которой особое внимание уделялось передовому опыту Запада, обучению за рубежом для студентов бакалавриата и магистратуры, а также импорту современных технологий.

Результаты этого проекта государственного строительства были заметны, особенно в сравнении с соседними странами. По валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения, индексу GINI и практически по всем другим показателям Казахстан превосходит своих тюркских конкурентов (за исключением самой Турции). С момента обретения независимости в Казахстане произошел заметный демографический сдвиг: государство и общество стали более этнически казахскими. Численность казахского населения увеличилась с 40 % в 1989 году до 68,5 % в 2020 году, в результате чего казахи составляют большинство в таких городах, как Алматы и Атырау. Этот сдвиг означает значительное изменение этнического состава страны.

Сейчас этнические казахи составляют почти 70 % населения, а русские составляют все меньшее меньшинство и не представляют угрозы для внутренней стабильности Казахстана из-за российского этнонационализма, как это наблюдается в Крыму или на Донбассе.

Назарбаев умело справлялся с вызовами постсоветского переходного периода. Внутри страны его политика сыграла решающую роль в управлении страной в ходе экономических и политических изменений. На внешнем уровне Назарбаев продемонстрировал искусную дипломатию, поддерживая хрупкий баланс в отношениях с основными мировыми игроками, включая Пекин, Москву, Брюссель и Вашингтон. Эта дипломатическая тонкость позволила Астане стать значимым игроком на международной арене, часто находя общий язык с Анкарой.

Для Турции Казахстан стал не просто стабильным партнером для инвестиций; он превратился в недооцененного союзника и стратегический канал влияния, особенно в Центральной Азии. Совпадение дипломатических интересов Анкары и Астаны отражает их общие цели и взаимную выгоду в меняющемся глобальном ландшафте. По мере того как обе страны продолжают адаптироваться к быстро меняющейся международной системе, это спокойное согласование между Анкарой и Астаной, вероятно, сохранится, способствуя дальнейшему сотрудничеству и взаимодействию.

Автор: Умуд Шокри

Источник: Strategic alliances: Türkiye's subtle cooperation with Kazakhstan | Opinion (dailysabah.com)

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Местное самоуправление: курс на профессионализм

Геннадий Головкин встретился с президентом МОК

Месторождение Кашаган закрывают на ремонт

Масштабные преобразования: Токаев назвал приоритеты госполитики

О наркоситуации в Казахстане высказался генпрокурор

Туркменистан изучает опыт Японии по внедрению института УЭО

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 03.10.2024

Местное самоуправление: курс на профессионализм

НОВОСТИ | 03.10.2024

Геннадий Головкин встретился с президентом МОК

НОВОСТИ | 03.10.2024

Месторождение Кашаган закрывают на ремонт

НОВОСТИ | 03.10.2024

Масштабные преобразования: Токаев назвал приоритеты госполитики

НОВОСТИ | 03.10.2024

О наркоситуации в Казахстане высказался генпрокурор

НОВОСТИ | 03.10.2024

Туркменистан изучает опыт Японии по внедрению института УЭО