Однако в Казахстане недавно был принят иной подход, который не только строится на береговой обороне, но и направлен на создание морских коридоров через все более мелководные участки. Хотя Казахстан, как и Туркменистан, не получил ни одного корабля при разделе советского флота на Каспии, Астана создала самый большой запас кораблей среди всех прибрежных государств, включая Россию, закупая их у иностранных государств или строя внутри страны в сотрудничестве с иностранными судостроительными фирмами. Большинство из этих кораблей довольно малы и явно предназначены для ведения боевых действий, браконьерства или поисково-спасательных операций, но, несмотря на это, быстрое заиливание северной части Каспия, вызванное изменением климата, крах дноуглубительных работ после 1991 года и возросшие потребности растущего населения в воде означают, что Астана сегодня способна проецировать силу более эффективно, чем любое другое государство, включая Россию, корабли Каспийской флотилии которой крупнее и требуют более глубоких вод.
Планы Казахстана по расширению военно-морского флота приобрели на этой неделе более публичный характер, когда завод «Зенит» подписал соглашение с турецкими компаниями Asfar и YDA Group о строительстве военно-морских кораблей в Уральске. Соглашение будет иметь три основных последствия: Во-первых, это соглашение фактически сводит на нет усилия Москвы по сохранению доминирующего положения в судостроительной отрасли Казахстана, которое, как ей казалось, было закреплено в 2010 г. соглашением о строительстве кораблей для Астаны. Однако после того, как десять лет назад в результате совместной работы были построены два минных тральщика, роль этой компании снизилась настолько, что Казахстан решил обратиться к другой.
Во-вторых, соглашение Казахстана с Турцией расширяет и без того тесное оборонное сотрудничество Анкары с Астаной. С учетом участия Турции роль России, скорее всего, будет еще больше отодвинута на второй план. И это сотрудничество является частью усилий турецкого правительства, направленных на то, чтобы взять на себя ведущую роль в развитии вооруженных сил стран Центральной Азии, как это было обозначено в случае Казахстана во время визита президента Касым-Жомарта Токаева в Турцию в мае 2022 года, сразу после того, как президент России Владимир Путин начал свое расширенное вторжение в Украину. С учетом того, что Турция теперь играет ведущую роль в судостроительных планах Казахстана, Россия, скорее всего, будет еще больше отодвинута на второй план в развитии военно-морского флота Казахстана.
И в-третьих, хотя и Казахстан, и Россия обеспокоены стратегическими и экономическими соображениями, связанными с заиливанием северной части Каспия, прежняя политика Астаны по строительству небольших судов, которую почти наверняка продолжит турецко-казахстанское соглашение, скорее всего, поставит Астану в более выгодное экономическое и даже военное положение, чем Россию в этом регионе. Москва, в отличие от Астаны, отрицает вероятность того, что заиление будет продолжаться в обозримом будущем. В результате Токаев обратил внимание на проблемы судоходства в своей стране, привлекая Китай и Иран к дноуглубительным работам на Волго-Донском канале, который соединяет Каспий с Азовским морем и далее с океанами.
О том, насколько значительными могут быть последствия этого соглашения, свидетельствует решение Министерства обороны Казахстана опровергнуть сообщения СМИ о том, что Астана достигла договоренности с турецкими фирмами о поставках бронетехники. Возможно, в министерстве рассчитывали, что это заставит некоторых сделать вывод о том, что сообщения о договоренности о строительстве военно-морских кораблей также не соответствуют действительности. Тем не менее, последующие сообщения в Казахстане свидетельствуют о том, что это не так и что сделка между турецкими и казахстанскими заводами по производству военно-морских судов будет продолжена.
Это соглашение не означает, что Казахстан и Россия собираются столкнуться на Каспии. Корабли России хоть и меньше по количеству, но обладают гораздо большей огневой мощью, не говоря уже о том, что в случае столкновения этих двух государств Кремль сможет применить свое еще большее превосходство в воздухе. Это также не означает, что Турция собирается стать доминирующим игроком на Каспии, на что она очень рассчитывает. Хотя Турция и участвует в строительстве кораблей и судоходных компонентов для всех прибрежных стран, кроме России, она не может рассчитывать на немедленный результат. Даже строительство относительно небольших судов, которые нужны Астане, потребует времени. Следовательно, Казахстан вряд ли сможет в ближайшее время добиться доминирования хотя бы на части Каспия.
Но поскольку воды северного Каспия становятся все более мелководными, а количество казахстанских военных кораблей, способных плавать в этих водах, все больше, эти обстоятельства дают Астане преимущество перед более крупными кораблями Москвы. Баланс между Каспийской флотилией России и растущим военно-морским флотом Казахстана будет постепенно меняться. А это повлияет на планы всех прибрежных государств в отношении региональной торговли и предлагаемых трубопроводов - и эти планы сами по себе окажут влияние не только на отношения Казахстана с Россией, но и на отношения Астаны с Центральной Азией, Кавказом в целом и Западом.
Таким образом, сегодня эта ситуация выглядит серьезнее, чем два года назад, когда The Jamestown Foundation писал: «Каспийская флотилия России уже не единственная сила, имеющая значение в регионе». Тогда казалось, что ключевыми игроками в изменении баланса сил в регионе являются Азербайджан и Иран; теперь же, после заключения соглашения между турецкой и казахстанской судостроительными компаниями, наиболее значимую роль в этом геоэкономическом и геополитическом сдвиге, вероятно, стал играть Казахстан, и будет продолжать играть до тех пор, пока Москва связана военными обязательствами на Украине и в других регионах.
Источник: Turkey Set to Help Kazakhstan Expand Its Caspian Fleet - Jamestown
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников