Геополитика

Турция планирует стать доминирующим военно-морским игроком на Каспии

Редакция

07.09.2023

Каспийская флотилия России так долго доминировала во внутреннем море, что многие не обратили внимания на то, что за последние несколько лет она перестала быть единственным значимым военно-морским флотом страны. Внешние державы, в связи с расширением своих ВМС, стремятся взять на себя более значимую роль. Однако если до лета этого года это было возможно из-за того, что большинство прибрежных государств делали упор на развитие береговой охраны, а не настоящих ВМС, то теперь это уже не так. Более того, Астана подписала с Анкарой соглашения о строительстве Турцией военно-морских судов в Казахстане, что не только сделает флот центральноазиатского государства мощным вызовом российской Каспийской флотилии, но и позволит Турции проецировать силу на весь регион, предоставляя турецкому правительству возможность быть военно-морским подрядчиком первой инстанции или даже использовать корабли, построенные под чужими флагами, для продвижения турецких целей.

Московские чиновники все чаще обращают внимание на эти события, а некоторые предупреждают, что другие прибрежные государства могут последовать за Казахстаном в военно-морских вопросах. Некоторые даже предполагают, что этот шаг позволит Турции проецировать свою мощь далеко за пределы турецкого мира и стать доминирующей геополитической силой на всем южном участке постсоветского пространства вплоть до границ Китая. Хотя такие выводы, как минимум, преждевременны, они являются явным признаком того, что действия и, главное, планы Турции в области военно-морского строительства на Каспии представляют собой новое ключевое поле для геополитической и даже военной конкуренции. Москва, вероятно, будет вынуждена реагировать, чтобы не потерять свое историческое доминирование не только на самом Каспии, но и в отношениях с другими прибрежными государствами.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Турция намерена помочь Казахстану расширить свой каспийский флот

Еще пять лет назад Москва считала, что загнала в угол рынок судостроения других стран каспийского побережья. Это было достигнуто как за счет двусторонних соглашений, согласно которым большинство этих стран, включая Казахстан, обращались за судостроением к Российской Федерации, так и за счет положений соглашения этих государств о делимитации Каспия от 2018 года, положившего конец конфликтам между прибрежными странами по этим вопросам, возникшим после 1991 года. Ни тот, ни другой подход не дал результатов. Москва, правда, подписала с Казахстаном и другими странами множество соглашений о строительстве судов. Однако она не смогла довести эти соглашения до конца, что заставило эти страны искать другие варианты, сначала в таких судостроительных державах, как Южная Корея, а теперь все чаще в Турции.

По мнению, по крайней мере, одного российского аналитика, Анкара нашла способ обойти ограничения на ввод иностранных ВМС на Каспий. Старший научный сотрудник московского Центра анализа стратегий и технологий Юрий Лямин, как написано в Международном ежемесячнике расследований «Совершенно секретно», предполагает, что «для того чтобы контролировать нефтегазовые богатства Каспия и одновременно поддержать своего союзника Азербайджан, который оспаривает с Туркменией огромные запасы голубого топлива, турки придумали разместить здесь свои военно-морские силы под флагами родственных им «тюркских» стран - Азербайджана и Казахстана. [Следовательно,] хотя Конвенция 2018 года запрещает размещение на Каспии вооруженных сил некаспийских стран, Баку и Астана готовы помочь обойти ограничения, наложенные Россией и Ираном». Одним словом, то, что Анкара делает сейчас в Казахстане, касается не только этой страны, но и проекции турецкой мощи, чтобы помочь своему ближайшему союзнику Азербайджану, обеспечить Турции доступ к нефти и газу Каспийского бассейна и Центральной Азии и превратить себя в доминирующую державу в огромном регионе.

Если бы этого было недостаточно для того, чтобы Москва обратила внимание, продолжает Балманов, то Турция хочет расширить свое влияние в нынешних границах Российской Федерации. По его словам, турки «считают, что в сферу их влияния входят представители народов, проживающих в России, некоторые республики Кавказа, Среднего Поволжья, Калмыкии, части Урала и Сибири». По его мнению, разговоры Анкары о «турецком мире» — это попытка отвлечь Россию и Китай от более долгосрочных устремлений Турции, угрожающих положению обеих держав. Однако, по мнению Балманова, и Москва, и Пекин сталкиваются сейчас с серьезным вызовом - не столько геополитическим, сколько геоэкономическим, поскольку присутствие на Каспии флота турецкой постройки обеспечит дальнейшее расширение торговых маршрутов в обход России и дальнейшее сокращение возможностей Москвы в торговле с Ираном и государствами Индийского океана.

Эти опасности только возросли за последние два года, особенно после начала так называемой «специальной военной операции» Кремля против Украины, отмечает московский аналитик. Таким образом, «сейчас стоит вопрос: сможет ли Россия, озабоченная Украиной и выяснением отношений с Западом, противостоять турецкому вызову в Казахстане и Центральной Азии? Если нет, то в будущем нельзя исключать появления еще одного нелояльного Москве государства на протяженной юго-восточной границе Российской Федерации». Для противодействия Турции Кремль, скорее всего, обратится в первую очередь к Китаю, а затем к Ирану. Однако Пекин может оказаться не столь благосклонным к интересам Москвы, поскольку он выиграет от расширения торговли между Востоком и Западом, которое обеспечит турецкая переброска, даже если в долгосрочной перспективе расширение турецкого влияния может поставить под угрозу интересы Китая. Остается Иран. Поэтому представляется, что наиболее вероятным следствием расширения турецкого влияния на Каспии станет попытка Москвы привлечь на свою сторону Тегеран, давнего врага Турции.

В результате то, что может показаться незначительным побочным явлением в Каспийском регионе, может легко спровоцировать более широкое соперничество не только между Россией и странами региона, но и между Тегераном и Западом - борьбу, которая может стать предвестником очередного серьезного конфликта с потенциально столь же далеко идущими последствиями, как и боевые действия, происходящие сейчас в Украине.

Источник: Turkey Planning to Become Dominant Naval Player in the Caspian - Jamestown

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

Наводнения между Россией и Казахстаном

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН

«Киелі мекен» акциясына алакөлдіктер де атсалысуда

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии