Астана 06.12.2023 6802

Проект железной дороги Китай-Кыргыз-Узбек столкнулся с красным сигналом?

Наш еженедельный обзор последних событий в китайско-российско-центральноазиатских делах.


Центральная Азия

Амбициозный проект строительства железной дороги в Центральной Азии сталкивается с растущей неопределенностью. Глава кабинета министров Кыргызстана Акылбек Жапаров недавно сообщил депутатам парламента страны, что процесс обновления технико-экономического обоснования проекта железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан практически завершен, передает Радио Азаттык. Джапаров сообщил, что строительство кыргызской части железной дороги может начаться в 2024 году, но признал, что финансирование проекта еще не обеспечено. «Мы ищем деньги», - цитирует Азаттык слова Джапарова. Другая публикация, киргизский портал финансовых новостей «Акчабар», предположила, что энтузиазм Китая в отношении проекта может ослабнуть, поскольку Пекин борется с углубляющимися внутренними экономическими проблемами, включая местный долговой кризис и массовую безработицу среди молодежи. «Как вы знаете, геополитика изменилась, альянсы изменились. Все это является препятствием для продвижения проекта», - цитирует Джапарова «Акчабар». «Нам и Узбекистану нужна эта дорога. А Китай, наши друзья, отговаривает нас от проекта».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Все дороги, похоже, ведут в Монголию

Узбекистан и Китай продвигаются вперед в создании совместного предприятия по производству электромобилей

Российское государственное информационное агентство ТАСС сообщает, что за первые 10 месяцев 2023 года Туркменистан был главным поставщиком природного газа в Китай по трубопроводам, его экспорт составил 8,1 миллиарда долларов. Россия заняла второе место по доходам от экспорта газа в Китай по трубопроводам - 5,4 млрд долларов. Казахстан заработал на экспорте газа в Китай 1,1 млрд долларов, а экспорт Узбекистана в Китай составил 454,4 млн долларов. ТАСС ссылается на Главное таможенное управление Китая как на источник данных о доходах.

Узбекистан

Китай намерен расширить свое присутствие в Узбекистане за счет «мягкой силы», после того как представители образовательных учреждений двух стран подписали соглашение об открытии в Ташкенте семинара «Luban», сообщает китайское СМИ CGTN. Финансируемые Китаем семинары «Luban» направлены на профессиональное обучение и развитие культурных обменов. По данным CGTN, новая мастерская будет располагаться в Ташкентском государственном транспортном университете (ТГТУ) и будет «готовить современных инженеров в области управления логистикой и информационных технологий». Китай открыл свою первую центральноазиатскую мастерскую Luban в Таджикистане в 2022 году. Планируется открыть дополнительные мастерские в учебных заведениях Казахстана и Кыргызстана. Во всем мире Китай открыл более 16 семинаров «Luban», которые в докладе CGTN названы «визитной карточкой Китая в области профессионального образования».

Кыргызстан

Пекин также расширяет образовательные возможности в Кыргызстане. В конце ноября Кыргызско-Российский Славянский университет (КРСУ) в Бишкеке объявил о возобновлении работы расширенного центра китайского языка и культуры. На церемонии открытия посланник Китая в Кыргызстане Ду Дьюэн заявил, что центр «внесет большой вклад в укрепление дружбы между Китаем и Кыргызстаном». Тем временем Бишкекский государственный университет (БГУ) отметил 15-летие присутствия Института Конфуция на территории университета. Институты Конфуция — это финансируемые китайским государством организации, которые спонсируют культурные и другие программы в университетах по всему миру. Они широко воспринимаются как инструмент проекции мягкой силы Китая.

Казахстан

Казахстан намерен расширить два железнодорожных узла в Алтынколе и Достыке, что, по словам представителей правительства, позволит удвоить грузопоток между центральноазиатским государством и Китаем. Ожидается, что расширение начнется в 2024 году и займет два года. В настоящее время эти железнодорожные узлы обрабатывают около 28 миллионов тонн железнодорожных грузов в год.

Казахстан и Китай изучают возможности сокращения времени ожидания на наземных пограничных переходах. Комитет государственных доходов (КГД) Министерства финансов Казахстана объявил о продлении времени работы нескольких пограничных пунктов пропуска. Например, автомобильный пункт пропуска «Нур Жолы» на китайской границе будет работать круглосуточно, а остальные пункты пропуска перейдут на 12-часовой режим. КГД также сообщил, что внедрение сервиса электронной очереди Qoldau помогло сократить время ожидания.

Три китайские авиакомпании - Air China, China Southern Airlines и Loong Airlines - планируют увеличить количество рейсов в начале 2024 года и/или открыть новые маршруты в Казахстан, сообщает Министерство транспорта Казахстана. China Southern Airlines планирует выполнять три рейса в неделю между Алматы и Пекином. Loong Airlines хочет увеличить количество рейсов «на маршруте Алматы-Ханчжоу с трех до четырех в неделю» и рассматривает варианты новых маршрутов, включая Астана-Ханчжоу, Астана-Чэнду и Алматы-Чэнду. Тем временем, Air China собирается увеличить количество рейсов «с двух до трех в неделю по маршруту Астана-Сиань-Пекин».

Источник: Central Asia: Is the China-Kyrgyz-Uzbek railway project encountering a red signal? | Eurasianet

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция