С момента распада Советского Союза местные правительства, соседние иностранные государства и международные институты вложили немало сил и средств в разработку и последующее строительство региональных и межконтинентальных торговых маршрутов. Независимо от места возникновения, все эти планы неразрывно связаны с геополитическими и экономическими интересами спонсоров. Соответственно, они неизменно становятся элементами двустороннего, регионального и международного противостояния. Эти планы уже давно служат сближению азиатских, европейских и центральноазиатских государств, включая Афганистан и бывшие советские республики.
На протяжении всей истории человечества Центральная Азия находилась на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Ее стратегическое положение привлекало внимание различных империй и держав, стремившихся контролировать потенциально прибыльные коридоры между Азией, Европой и Ближним Востоком. Являясь важной частью Великого шелкового пути, города Казахстана не только служили перевалочными пунктами для товаров, следовавших из Китая в Европу, но и активно участвовали в совместном производстве и торговле, а также в обмене культурными ценностями и идеями.
Поэтому неудивительно, что подобные маневры стали давним элементом международной политики Центральной Азии - и не в последнюю очередь Казахстана, в силу его географического положения как связующего звена между Центральной Азией, Каспийским морем, а также Россией и Китаем. Например, впервые в июне 2023 года Казахстан подписал ряд соглашений с Азербайджаном о поставках энергоносителей и других природных ресурсов и полезных ископаемых через Каспий и Азербайджан на кавказский и европейский рынки, которые жаждут получить этот импорт. Не последнюю роль в этих вопросах играет тот факт, что эти соглашения заключены в обход России, что знаменует собой еще один шаг к экономической и политической независимости Казахстана от путинской России.
Эти соглашения являются частью большого грандиозного замысла Астаны. Недавно Токаев предложил правительству Германии заменить российскую нефть, попавшую под эмбарго, на казахстанскую. По его мнению, Казахстан мог бы увеличить экспорт нефти в Германию на 600% и предположительно немецкие, но не принадлежащие России нефтеперерабатывающие заводы в Германии могли бы увеличить свои мощности с 90 тыс. до 200 тыс. тонн к концу 2023 года, а затем с 900 тыс. до 1-2 млн. тонн в год в ближайшем будущем. Аналогичным образом, Италия уже импортирует нефть из Казахстана, увеличив свою долю импорта с 28% в 2022 году до 38% в 2023 году.
Эти торговые контракты явно свидетельствуют о значительных усилиях Астаны по диверсификации своих внешнеэкономических связей. Например, Казахстан подписал соглашение с Пекином об увеличении поставок энергоносителей в Китай, и вышеупомянутые соглашения с Азербайджаном также говорят об этом стремлении. Более того, недавно Европейский Союз объявил о намерении импортировать «критически важные товары» из Казахстана по Транскаспийскому международному транспортному маршруту в обход России. К таким товарам относятся литий, кобальт, титан и другие редкоземельные металлы, жизненно необходимые для современной мировой экономики, а также для оборонной промышленности. Для ЕС речь идет о том, чтобы отказаться от чрезмерной зависимости от Китая и России в поставках этих товаров; таким образом, его геоэкономические и геополитические намерения четко и открыто заявлены.
Казахстан также неоднократно критиковал войну Москвы против Украины, о чем Путин и его подчиненные не скоро забудут. И одним из способов отомстить Астане является исключение Казахстана из недавно предложенных торговых маршрутов, проходящих из Центральной Азии через Каспий в Россию. Этот торговый маршрут от морского порта Туркменбаши в Туркменистане до Астрахани на Каспии рассматривается уже несколько месяцев. Очевидно, что он представляет собой атаку на Казахстан: Кремль утверждает, что Астана препятствует другим торговцам из Центральной Азии экспортировать свои товары.
Российские источники также утверждают, что этот планируемый торговый маршрут связан с амбициозным проектом Москвы по транзиту с севера на юг, который должен соединить Россию, Центральную Азию, Иран и Индию и может привести к взаимным поставкам товаров двойного назначения между его участниками. Похоже также, что Узбекистан, который вел себя гораздо тише, хотя все же был недоволен войной, и в последнее время улучшил отношения с Россией, активно лоббировал этот торговый маршрут, чтобы избежать чрезмерной зависимости от Казахстана. Таким образом, этот коридор, наряду с другими, предложенными Казахстаном, показывает переплетение экономических и политических мотивов для стратегически важного региона - от Европы и Кавказа до Центральной Азии и Китая.
В число этих государств можно включить и Индию - предполагаемого бенефициара и конечную точку проектируемого маршрута «Север-Юг», а также государство, имеющее собственную активную программу по развитию торговли с Центральной Азией и основными европейскими рынками. Более того, Китай последовательно стремится свести к минимуму выход Индии на эти торговые пути и рынки в рамках своих давних усилий по подавлению возвышения Индии до статуса великой державы.
Безусловно, по мере того как Индия, Китай, Россия и более мелкие, но все же важные региональные игроки будут стремиться к расширению своего экономического и политического влияния в мире, а Европа - к созданию жизнеспособных и долговременных торговых путей с азиатскими рынками, соперничество за эти коридоры будет нарастать. Это соперничество не ограничится только Казахстаном, а на долгие годы вовлечет в себя все государства Центральной Азии, поскольку страны региона вступают в период усиления торгового и геополитического соперничества. Таким образом, описанные здесь борьба и соперничество станут частью регулярной повестки дня и ландшафта международных отношений как в политическом, так и в экономическом аспектах в Центральной Азии на неопределенное будущее.
Источник: Kazakhstan: Trade and Geopolitics in and Around Kazakhstan - Jamestown
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников