Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев недавно отклонил предложение своего белорусского коллеги присоединиться к российско-белорусскому «Союзному государству», назвав это предложение «шуткой». Предложение поступило после того, как Россия решила разместить тактическое ядерное оружие в Беларуси впервые после распада Советского Союза в 1991 году.
Это предложение поступило всего через несколько недель после того, как президент Китая Си Цзиньпин провел свой первый в истории саммит с лидерами стран Центральной Азии в центральном китайском городе Сиань. По мнению международных наблюдателей, это событие представляет собой потенциал для дальнейшего расширения китайского влияния на то, что раньше было сферой влияния России. Председатель КНР уделил особое внимание своему казахстанскому коллеге и осыпал его уважением.
Есть причина, по которой и Беларусь, и Россия, с одной стороны, и Китай, с другой, хотят, чтобы Казахстан был на их стороне.
Казахстан имеет общую границу с Россией протяженностью 7 591 км и границу с Китаем протяженностью 1 782 км. Экономическая взаимосвязь между ними значительна. Президент страны — не единственный лидер Центральной Азии, который ловко идет по натянутому канату в отношениях с Владимиром Путиным. Почти все главы центральноазиатских государств на словах поддерживают Россию, но воздерживаются от поддержки ее жестокого вторжения в Украину. Одной из основных черт внешней политики Токаева является осторожность в отношении Москвы. Нет никакого размахивания флагом или провокаций старой колониальной власти, и каждое принятое решение, кажется, преследует двойную цель: ограничить влияние России, не вызывая раздражения.
Это теперь сопровождается деколонизацией дипломатической зависимости Астаны от русскоцентристской ориентации и активным движением к укреплению связей с другими мировыми державами. Этот многовекторный подход, расширенный на протяжении многих лет с упором на многосторонность, также позволил стране, не имеющей выхода к морю, играть значительную роль в глобальной дипломатии. Стоит напомнить, что в Астане состоялись многочисленные мирные переговоры на высшем уровне, в том числе сирийские мирные переговоры в рамках «Астанинского процесса», объединившие враждующие стороны и утвердившие свою позицию нейтрального посредника. Через несколько месяцев после начала войны в Украине президент Токаев впервые с момента своей инаугурации посетил Турцию, и в дополнение к повышению уровня их отношений до уровня стратегического партнерства обе стороны согласились производить турецкие беспилотники в Казахстане и обмениваться военной разведкой. Это первый случай, когда страна, входящая в ОДКБ, решила обменяться конфиденциальной разведывательной информацией с членом НАТО.
На экономическом фронте страна добилась значительного прогресса во многих областях после распада СССР, не говоря уже о том, что она заняла 25-е место в индексе легкости ведения бизнеса Всемирного банка, значительно опередив другие государства по соседству. Страна постепенно переходит от экономики советского командного типа к рыночной экономике западного типа, чтобы привлекать инвесторов, развивать новые отрасли и приобретать новых торговых партнеров. Счастье Казахстана находится под его землей. Несмотря на то, что она является крупным экспортером сырой нефти и газа, ее самый большой потенциал заключается в запасах полезных ископаемых, включая уран, железную руду, хром, марганец и золото.
Все это не осталось незамеченным в Пекине.
Китай является важным игроком в экономике Центральной Азии и, в частности, Казахстана, в первую очередь благодаря своей инициативе «Один пояс, один путь», в которой Казахстан называют «пряжкой». До сих пор Астана управляла своими связями с Пекином и избегала долговой ловушки, в которую попали такие страны, как Шри-Ланка.
Чтобы избежать чувствительной чрезмерной зависимости от Китая, дипломатия Казахстана была многосторонней, охватывая новые направления, включая ЕС. Валдис Домбровскис, исполнительный вице-президент Европейской комиссии по экономике, подчеркнул быстрое развитие отношений между Казахстаном и ЕС на недавнем Экономическом форуме Европейский Союз-Центральная Азия. Государства-члены ЕС уже являются наиболее значительным источником прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в регионе, на их долю приходится более 40% ПИИ, что больше, чем в Китае и России. Основное внимание на саммите ЕС-Центральная Азия было уделено содействию переходу к «зеленым» и цифровым технологиям, улучшению деловой среды, расширению торговли и связи.
Одна только география диктует Казахстану невозможность разорвать все связи с Россией, поскольку большая часть его экспорта должна проходить через российскую территорию. Однако, как мы уже видели на примере двух программ ЕС - межгосударственной транспортировки нефти и газа в Европу (INOGATE) и транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (TRACECA) - при надлежащей международной помощи Казахстан и другие страны Центральной Азии могут провести качественное расширение своей критической инфраструктуры, в которой Европа так нуждается сегодня. Стоит также упомянуть недавние события: Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция достигли соглашения «о создании совместного предприятия в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута (TITR)».
На политическом уровне, по мнению некоторых казахстанских бизнесменов и политологов, довольно смелые шаги президента Токаева против России в последнее время застали многих врасплох, поскольку именно российские войска, посланные Путиным, по сути, спасли его от свержения в январе 2022 года - в результате того, что сам Токаев назвал попыткой переворота. Однако в Казахстане понимают, что главным мотивом Москвы во время беспорядков был страх за свою безопасность, если ситуация выйдет из-под контроля и будет иметь побочный эффект.
Регион далек от того, чтобы быть бастионом цветущей демократии; однако, согласно отчету Государственного департамента от 2022 года, «президент Токаев обязался постепенно проводить столь необходимые политические и экономические реформы, что дает возможность США поддержать страну и ее народ в решении политических, экономических и социальных проблем».
С 1990-х годов Россия и Китай признают главенствующую роль друг друга в Центральной Азии. Россия остается главным субъектом в сфере безопасности, в то время как Китай развивает свое региональное экономическое влияние. Однако в условиях растущей китайско-российской конкуренции и смещения баланса между двумя странами их взаимопонимание начинает давать трещины.
Но, несмотря на стратегическое значение Центральной Азии и Каспийского бассейна, западным странам необходимо уделять региону больше внимания. Это объясняется сочетанием ряда факторов, включая отсутствие общей стратегической основы для содействия стабилизации и развитию центра Азии. Однако после вторжения России в Украину и усиления китайских интересов в регионе, Казахстан и другие страны Центральной Азии могут воспользоваться моментом, чтобы переориентироваться дипломатически и экономически на запад.
С точки зрения Вашингтона и Брюсселя и их новой глобальной приверженности евразийской стабильности, сейчас настал момент для укрепления стабильности и процветания региона. США и ЕС должны использовать этот импульс для более тесного вовлечения, укрепления демократической эволюции Казахстана, усиления безопасности Центральной Азии и укрепления американских и европейских интересов.
Автор - Харун Карчич.
Источник: Kazakhstan and the world’s big powers: A return to the ‘Great Game’? - EU Reporter
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников