В заявлении США о встрече не было подробностей, но было отмечено, что чиновники обсудили необходимость «быстрого сокращения выбросов метана в нефтегазовом секторе», что является приоритетом в плане действий администрации США в области климата.
Что могли обсуждать посланники?
- США, вероятно, были довольны тем, что Израиль и Туркменистан улучшили отношения, и у Израиля теперь есть посольство в Ашхабаде. Ашхабад должна беспокоить реакция Ирана на то, что он может интерпретировать как изменение в политике «постоянного нейтралитета» страны. В последнее время Иран агрессивно настроен по отношению к Азербайджану, предполагая, что посольство Израиля в Баку приведет к обострению напряженности между Тегераном и Баку. Ожидает ли Туркменистан такое же отношение?
- Россия поставляет топливо в Иран по железной дороге через Туркменистан. Призывали ли США Туркменистан препятствовать железнодорожным перевозкам или следить за ними и докладывать Вашингтону? Будут ли американские и израильские атташе в Ашхабаде сотрудничать в сборе информации о поставках в Иран?
- Иранско-туркменистанская торговля растет: за первые шесть месяцев 2022 года объем торговли превысил показатели за весь 2021 год. Президент Бердымухамедов посетил Иран в июне 2022 года, и страны заключили несколько соглашений, так что вполне вероятно увеличение объемов торговли. Угрожали ли США санкциями в случае роста торговли?
- Туркменистан уже некоторое время рассматривается как возможный поставщик природного газа в Европу (через Турцию). Близка ли эта сделка к осуществлению? Поддержит ли Туркмения трубопровод, который пройдет по дну Каспийского моря (чтобы не пересекать территорию Ирана)? Китай одолжил Туркменистану 8 миллиардов долларов США на расширение энергетической инфраструктуры и берет на себя более 70% экспорта газа, поэтому еще один источник финансирования и возможность экспортировать газ другому крупному покупателю уменьшит влияние Китая.
- США призвали Туркменистан сократить выбросы метана, которые являются одними из самых высоких в мире. Если Ашхабад сможет добиться прогресса в этом вопросе, сможет ли он купить сотрудничество США или, по крайней мере, невмешательство в такие вопросы, как торговля с Ираном? Ашхабад может вспомнить, как США убили газопровод EastMed, который помог бы Европе диверсифицировать источники энергии, поскольку он вступил в противоречие с климатическими целями Америки. Будут ли США атаковать трубопровод, если Туркменистан не сможет сократить выбросы метана в соответствии с графиком Вашингтона? Согласно журналу Scientific American, технологии извлечения метана «являются новыми и непроверенными», так будет ли политика ждать результатов от науки? Хотя США и Китай совместно заявили в 2020 году об «усилении мониторинга, управлении и исследованиях выбросов метана», если Китай сможет первым коммерциализировать технологию извлечения метана, это укрепит его позиции в Туркменистане.
Если Туркменистан и США начнут более тесные отношения, это может быть частью политики Ашхабада по балансированию между США, Россией, Китаем, Турцией и Ираном, но ожидают ли США, что «баланс» превратится в «крен» в их (и Израиля) пользу? Туркменистан видел, как легкомысленно США бросили афганцев, вложив два десятилетия и более 2 триллионов долларов США в неудачную попытку, и, вероятно, усвоил урок американской беспечности даже в самых серьезных вопросах.
Более тесные отношения могут натолкнуться на заявленную Туркменистаном политику «постоянного нейтралитета», которая признана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. А такие события, как недавний визит главы Центрального командования США и открытие посольства Израиля, могут поставить под сомнение этот статус. Соседи Туркменистана по Центральной Азии могут не беспокоиться, но Иран будет рассматривать присутствие большего числа американцев и израильтян в этом регионе как прелюдию к атаке на его центры ядерных исследований и действовать соответствующим образом.
Что предпримет Иран?
Тегеран, вероятно, не будет делать ничего слишком публичного или препятствующего движению по Международному транспортному коридору Север-Юг (INSTC), который, по одной из оценок, удвоит его экспорт в страны Евразии. Иран также захочет продолжить свою политику «Взгляда на Восток», которая привела к более тесным отношениям (и увеличению торговли) с республиками Центральной Азии, и будет поддерживать такие проекты, как железная дорога Туркменистан-Узбекистан-Иран, которая сделает иранские порты Чабахар и Бандар-Аббас вариантами Среднего коридора, любимого американцами, поскольку он обходит Иран.
Иран может заручиться помощью России и Китая, имеющих влияние в туркменской столице, чтобы сказать им пару слов об опасности слишком тесного сближения с американцами, и о том, что опасность будет исходить от нехватки внимания Вашингтона, а не от них.
Иран может оказать давление на Туркменистан через «Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря», поскольку стороны конвенции решили большинство, но не все вопросы. Стороны - Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан - приняли решение называть богатое нефтью и газом море не «морем» или «озером», а зоной «особого правового статуса» и использовать двусторонние переговоры для определения границ морского дна, что может благоприятствовать большим дипломатическим ресурсам Ирана (и тому факту, что у него есть Россия и Иран на быстром наборе).
Американский актер Вуди Аллен однажды сказал: «80 процентов успеха — это появление», и это то, чего американский президент никогда не делал в Центральной Азии. Правители России, Владимир Путин, и Китая, Си Цзиньпин, не оставляют ничего на волю случая: Си Цзиньпин посетил каждую из республик, четыре раза был в Казахстане и три раза в Узбекистане; Путин посетил Казахстан двадцать семь раз (страны разделяет 7 644-километровая граница), а в Кыргызстане и Таджикистане побывал не менее десятка раз.
Лидеры центральноазиатских республик поддерживают теплые отношения с Путиным и Си и знают их ограничения. Визит американского президента означал бы намерение Вашингтона рассматривать республики Центральной Азии не как инструмент в борьбе с Кабулом, Тегераном, Пекином и Москвой, а как жизнеспособных потенциальных политических и экономических партнеров в той части мира, которую он игнорировал, пока ему не понадобилась помощь в Афганистане.
Джеймс Д. Дюрсо - управляющий директор Corsair LLC, консалтинговой компании по поставкам. С 2013 по 2015 год был генеральным директором AKM Consulting, предоставляющей услуги по развитию бизнеса и управлению международными проектами в Центральной и Юго-Западной Азии американским клиентам в различных отраслях, включая телекоммуникации, внутреннюю безопасность и оборону. С 2013 года он является наставником аспирантов Школы международных отношений Эллиота при Университете Джорджа Вашингтона по вопросам роли членов страновой группы в американском посольстве, помощи в обеспечении безопасности и функций военных советников при посольстве.
Источник: Will The U.S. And Turkmenistan Finally Grow Closer? | OilPrice.com
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников