Однажды «академик Остроградский … на обсуждении работы дилетанта Лобачевского произнес: «В этом, с позволения сказать, в труде всё, что верно, то – не ново, что ново – то не верно.» ... Как ни печально для специалистов, но большинство открытий, качественно продвигавших вперед науку … были сделаны «неофициальными лицами», которые не загромождали свое сознание беспрекословной верой в догматы школ, а подходили к ним критически. Они по наивности открывали новое, иногда просто не ведая законов, воспрещающих тратить на то усилия. А профессионал с вузовской скамьи твердо усваивает правила – это можно, а это нельзя. Эйнштейн, когда его спросили, как ему пришла такая простая мысль о всеобщей относительности, ответил совершенно искренне: «Я не знал, что этого нельзя делать. А другие знали».
«Нет в науке проблем неразрешимых, но есть неразрешенные».
Олжас Сулейменов.
Книга «Эссе, публицистика, стихи, поэмы». Алма-Ата. Жалын. 1990г. Стр. 588
В Советском Союзе до 1992 года существовали три формы собственности: частная, коллективная и государственная. Главенствующей формой была государственная, которая составляла более 90%, тем самым нарушая правило золотого сечения в общественном развитии, где государственная или же частная формы собственности не должны превышать 60–70%. Но, помимо нашего сознания или же желания существуют еще две формы собственности, которые имеют для человечества очень важное значение, ибо они накладывают на деятельность всех государств свои невидимые отпечатки. Какие же эти формы собственности? В международном праве они транслируются как межгосударственные и общечеловеческие. Так, например, к межгосударственным формам относятся трансграничные реки, протекающие через несколько государств, море или озеро, которые делятся между несколькими государствами, а также животные и птицы, мигрирующие в сезонное время. К общечеловеческим относятся воздух, мировой океан, озоновый слой, Антарктида и околоземное пространство.
Исходя из этих форм собственности можно строить новые отношения между государствами и использовать их на благо народов мира. Ведь такие формы в истории человечества уже использовались. Например, Гонконг и Макао, которые через принуждение военной силой арендовались Великобританией и Португалией в конце 19 века на 99 лет. Им нужен был долгосрочный контролируемый форпост для торговли с Юго-Восточной Азией и эксплуатации её природных ресурсов.
В конце 90-х годов прошлого века они должны были быть возвращены арендаторами Китаю. Что успешно было сделано согласно международному праву. Поэтому автору этой книги пришла мысль, почему бы не использовать этот опыт на основе международного права с пользой для экономии Казахстана, когда неведомая рыночная экономика провозглашалась как панацея от всех социальных и экономических неурядиц, но была фактически дикой и неуправляемой рыночной экономикой, несущая разруху в хозяйственной деятельности страны. К тому же Китай преподал урок, создав несколько свободно экономических зон (СЭЗ), которые привлекли инвестиции и новые технологи в размере многих сотен миллиардов американских долларов. Благодаря чему? Благодаря китайскому лидеру Дэн Сяопину, который, придя к власти, провозгласил идеологический лозунг – одна страна, две системы, немыслимая для коммунистического Китая, бывший несколько десятков лет в ежовых руках Мао Дзедуна. Капиталистический мир поверил мудрому Дэну и этот расчетливый и прагматичный мир вложил свой капитал в эти СЭЗ. Теперь мы все знаем какой Китай, где власть в прошлом на дух не переносила слово капитализм при великом кормчем.
После 1992 года Казахстан, как и все бывшие союзные республики, оказался в экономическом коллапсе. Население перестало в течение многих месяцев получать зарплату, заводы, фабрики, шахты и многие предприятия простаивали и даже закрывались. Великая отечественная война с фашистами не принесла такого урона, как слепой курс власти на капиталистический рынок с воровской приватизацией. Русские и русскоязычное население подались в Россию, Германию, Израиль, Грецию и другие государства. Население в Казахстане убыло почти на 2 миллиона человек (более 10 процентов от общего населения). Это была не только демографическая, но и социально-экономическая катастрофа, так как покинули страну высокопрофессиональные, высокообразованные, технически грамотные, рабочие руки, которых не чем было заменить.
Встал вопрос – что делать в такой катастрофической ситуации для экономики Казахстана? Опыт Китая подсказывал путь развития Казахстана. Нужно было создавать свободные экономические зоны. Но они уже у нас были и не давали ничего, кроме своего названия и может быть коррупционной деятельности чиновников. Но был другой опыт Китая - Гонконг и Макао. Фактически они в течение 99 лет были межгосударственными формами собственности и развивались более-менее цивилизованно и самое главное – экономически эффективно. Значит в Казахстане нужно развивать эти формы собственности и привлекать инвестиции высокоразвитых и богатых государств, которые ищут сферу деятельности в экономике и в бизнесе, куда можно будет вложить финансовые ресурсы на долгосрочный период без страха их потерять. Такой сферой экономики и бизнеса могли быть подобие СЭЗ, но без прямого руководства чиновниками Казахстана. Поэтому логика этих мыслей привела к тому, чтобы создать независимые экономические зоны (НЭЗ) на территории Казахстана под эгидой ООН. Эти территории по размерам должны быть обширными для ведения такой экономической деятельности, которая позволяла бы использовать весь потенциал предоставленной местности и населения на пользу как государствам-арендаторам, так и Казахстану. Однако, по существу, Казахстан обездолен, как и Россия, ибо на 1 кв. км приходилось и приходится чуть более 6 человек. По территории Казахстан занимает 9 место в мире и его площадь составляет 2 725 000 кв. км. По данным ООН для нормального экономического развития нужно, чтобы приходилось как минимум 10–15 человек на 1 кв. км. Фактически необходимое количество населения должно составлять 28–40 миллионов человек, которых в Казахстане нет и в ближайшее время не предвидится.
По замыслу автора Казахстан должен быть гарантирован международным правом в НЭЗах и отслеживать весь экономический процесс, который будет происходить в течение предоставленного срока высокоразвитым и богатым странам. Этот срок определяется временем в 50–100 лет, как в свое время было сделано для Гонконга и Макао на 99 лет.
Но сам Казахстан непосредственно не должен контролировать деятельность НЭЗ, а должен это делать косвенно, чтобы исключить коррупцию. Поэтому автором предлагается создать Постоянную Рабочую Комиссию (ПРК) на паритетных началах с ООН, где будут включены нужные специалисты по профильным направлениям в равной доле с обоих сторон, то есть со стороны Казахстана и ООН. Для пущей гарантии территориальной, экономической, политической и национальной безопасности Казахстана председателем должен быть представитель самого Казахстана, который будет иметь решающий голос для принятия окончательных решений.
Для ведения экономической, налоговой, таможенной, социальной, экологической, демографической, культурной, правовой и т.п. деятельности на основе принятых законов по отдельному блоку Конституции Казахстана для НЭЗ, ПРК готовит проекты законодательной базы и устава для формирования международной межгосударственной организации (ММО) из государств-арендаторов, которой будут делегироваться все полномочия по управлению НЭЗ. Влияние чиновников Казахстана таким образом будет сведено к нулю. ММО ежегодно будет отчитываться перед ПРК по ведению хозяйственной деятельности в НЭЗ. При необходимости предполагается корректировка законодательной базы по НЭЗ раз в 5 лет на совместном заседании ПРК и ММО. Местонахождение этих международных организации предполагается в курортном месте Буробай (Боровое) с выделением территории в размере до 1000 кв. км. Фактически штаб-квартира этих организаций будет находиться в 200 км от столицы Казахстана – Астаны.
Государства-арендаторы будут обязаны внести соответствующие взносы за НЭЗы, предположительно 1 доллар США за 1 кв. м., которые будут вноситься в бюджеты Казахстана, ПРК и ООН, так как эти государства будут пользоваться природными ресурсами НЭЗ. Размеры территории НЭЗ могут колебаться в пределах 5000–50000 кв. км для ведения полноценной экономической деятельности. Казахстан обладает многими полезными ископаемыми мирового значения, которые должны быть использованы в пределах территории Казахстана для производства готовой продукции. Вот их перечень:
- свинец – 22% (1 место в мире);
- цинк – 15,2% (1 место в мире);
- осмий 187 – 100% (1 место в мире);
- уран – 18,9% (2 место в мире);
- хромовые руды – 37,6% (1 место в мире);
- барит – 47,2% (1 место в мире);
- вольфрам – 30,0% (1 место в мире);
- уголь – 3,1% (6 место в мире);
- нефть – 3,2% (7 место в мире);
- золото – 2,7% (8 место в мире);
- серебро – 16,0% (2 место в мире);
- медь – 7,1% (3 место в мире);
- никель – 1,4% (12 место в мире);
- кобальт – 3,9% (5 место в мире);
- бокситы – 1,4% (10 место в мире);
- железо – 6,0% (5 место в мире);
- марганец – 30,0% (2 место в мире);
- фосфориты – 4,5% (6 место в мире)
Тем более нужно учитывать, что рядом находится рынок сбыта в лице России, Китая, Индии, Ирана, Ближнего Востока и Европы. С точки зрения геополитики Казахстан является сердцевиной Евразии и присутствие высокоразвитых, и богатых стран, России, Китая и т.д. делают фактически Казахстан потенциальным мировым перекрестком торговли и сотрудничества.
Казахстан является внутриконтинентальным государством и остро нуждается в выходе на Мировой океан. Поэтому, с его богатым природным потенциалом потребуются широкомасштабные торговые и экономические связи. Для этого предлагается обмен территорий (ОТ) с Ираном, Японией, Германией, Австралией и Мадагаскаром, чтобы иметь сеть выгодных в географическом плане своих собственных портов. Именно при обмене территорий логистика становиться главенствующим элементом в экономике Казахстана, связывая его со всеми частями света. Это позволит Казахстану стать действительно мировым перекрестком торговли и сотрудничества, привлекая многие ведущие страны мира и связывая их прямо в сердцевине Евразии экономически и политически. К тому же поможет странам Средней Азии выйти с помощью Казахстана на тесную экономическую и политическую интеграцию с другими странами, находящиеся на других континентах.
Форма общечеловеческой собственности подтолкнёт Казахстан к тому, чтобы осваивать наравне с другими морскими странами богатство Мирового океана, исследовать в научных целях Антарктиду и Арктику. Фактически международное право дает такую возможность всем государствам к обмену территориями, ибо территории посольств являются частью территории присутствующих государств и в то же время служат фактическими прецедентами по обмену территорий уже несколько столетий.
ООН может по международному праву ввести такое понятие как зоны бедствия (ЗБ) для оказания социально-экономической, финансовой помощи в случае разрушительного землетрясения, голода, засухи, пандемии в какой-либо стране, чтобы по просьбе легитимной власти стабилизировать политическую ситуацию, а заодно решить социально-экономические вопросы гуманитарного характера. Откуда взять для такой деятельности ООН финансовые средства? Ими могут быть полученные средства от НЭЗ за счет вступительных взносов и налогов от экономической деятельности международной межгосударственной организации (ММО) в НЭЗах. ООН в такой ситуации не должна быть зависима от Совбеза и тем более от влияния какого-либо государства. Для этого должна быть соответствующая структура при ООН, подчиняющаяся только Генеральному секретарю ООН.
Цель и идеи книги направлены на эффективное развитие высших форм собственности до логического конца, т.е. межгосударственной и общечеловеческой под эгидой ООН, а в дальнейшем при двухсторонних договоренностях между заинтересованными государствами для обмена территорий в целях экономического сотрудничества, исключающие военные сферы деятельности. Эти идеи являются пока лишь теоретическими инструментами, с помощью которого человечество может решить многие проблемы, и не решаемые старыми методами взаимоотношения государств и часто приводящие к столкновению интересов.
Не обязательно только Казахстан может воспользоваться этими идеями. Они приемлемы для любого государства, которое находится в сложном положении своего экономического развития. Государство-пионер, которое первым воспользуется предоставленными инструментами в виде НЭЗ на основе высших форм собственности, может получить все преимущества экономического характера перед другими государствами и станет своеобразным локомотивом экономического развития для всего человечества. Идеи освоения космического пространства, выдвинутые в свое время Циолковским, тоже казались несбыточной мечтой человека. Однако, как ни странно, они сбылись и приносят человечеству свои богатые плоды. Так и здесь с высшими формами собственности, которые могут принести щедрые плоды для всего человечества, если их в развитии довести до логического конца.
Что хотелось бы сказать ещё вдогонку этим мыслям. Как мы знаем Казахстан, Россия и другие страны, имеющие богатые месторождения полезных ископаемых экспортируют их в другие богатые западные страны, перерабатывающие в готовые продукции, которые импортируются Казахстаном, Россией и другими странами. Фактически покупается в ином виде то, что продаем и могли бы производить сами. Представим себе, что за единицу полезных ископаемых при экспорте, мы получаем всего лишь единицу валюты. А если их переработать в нужные товары, продукты и экспортировать, то за них можно получить в сто или в тысячи раз больше на одну единицу экспортируемых полезных ископаемых. Поэтому Чрезвычайная программа ООН в Казахстане предусматривает защиту последнего обстоятельства созданием НЭЗ и ОТ, и в конце концов призывает к тому, чтобы наш Казахстан стал богатым и процветающим государствам. Наше государство по богатству полезных ископаемых входить в десятку богатейших государств мира. Этим всё сказано – так давайте же общими усилиями сделаем Казахстан таким, каким он должен быть – богатым и социально развитым государством во всех смыслах слова. Нам нужно думать о нашем будущем и о наших потомках, которые могут остаться без природных богатств, если просто и бездумно их транжирить. Тогда мы в будущем будем обречены на нищету и зависимость от других государств. Вопрос нам, всем казахстанцам – а это нам надо? Думаю, что нет!
Эпилог
Недавно депутат бундестага от партии «Альтернатива для Германии» Вальдемар Герд высказал такую парадоксальную идею, что Россия могла бы привлечь на свою территорию предприятия Германии, так как у России нефть и газ гораздо дешевле, чем их импортировать из других стран. Фактически его идея созвучна с тем, что изложено в книге «Казахстан – государство новых возможностей…». Казахстан может предоставить Германии на определенных условиях согласованную территорию для взаимовыгодного развития обеих экономик.
В свое время японский писатель Сакё Комацу написал книгу «Гибель дракона», где в форме фантастики в будущем предвосхищает гибель Японии от извержения вулканов и землетрясения. Японское правительство во имя спасения японского народа ищет государства куда могли бы эвакуировать всё население. Фантастика фантастикой, но Казахстан мог бы предоставить Японии в наше время на условиях идеи книги в виде обмена свою часть территории в размере от 20000 до 50000 кв. км.
26.01.2023 г.
«Из всех услуг, которые могут быть оказаны науке, величайшая – введение новых идей».
Лауреат Нобелевской премии Д.Томсон
Фото из открытых источников