Интервью

Казахстан с Токаевым формирует новую идентичность — эксперт

Нурлан Исмагулов

09.02.2026

Что меняет конституционная реформа Токаева: взгляд из Узбекистана

 

Конституционная реформа, инициированная президентом Касым-Жомартом Токаевым, предполагает масштабную перестройку политической системы — переход к однопалатному парламенту-Курултаю, создание Народного Совета, введение института вице-президента. Одновременно в преамбуле проекта обновленной Конституции усиливается исторический акцент, а образование, наука и инновации впервые закрепляются как стратегические ориентиры развития.

Историк и независимый исследователь из Узбекистана Бахтиёр Алимджанов рассматривает казахстанскую реформу с региональной перспективы. По мнению эксперта, изменения в Основной закон отражают стремление Казахстана укрепить государственную идентичность, перераспределить полномочия внутри системы власти и повысить субъектность в регионе. Подробнее — в интервью. 

— Бахтиёр Абдихакимович, на ваш взгляд, зачем Казахстану сегодня новая Конституция и какую задачу решает инициированная президентом Токаевым конституционная реформа?

— На мой взгляд, Касым-Жомарт Токаев запустил конституционную реформу прежде всего для того, чтобы дать сигнал центральноазиатским элитам и западным партнерам, что Казахстан будет развиваться по новой логике, формируется обновленный общественный контракт между народом и властью. После событий января 2022 года обозначился политический кризис, и чтобы преодолеть этот политический кризис, Касым-Жомарт Токаев инициировал и запустил конституционную реформу.

Эта конституционная реформа даст ясные сигналы всем, что Казахстан — современная, модернизирующаяся страна, которая уверенно идет вперед, что Казахстан не будет авторитарным государством. Делается акцент на дальнейшее раскрытие научного и творческого потенциала общества, а также на перераспределение властных полномочий и постепенный отход от прежней конструкции. Теперь казахстанская государственность понимается по-другому. 

— В преамбуле проекта Конституции РК впервые появляются формулы «исконная казахская земля» и «преемственность тысячелетней истории Великой Степи». Насколько значим этот исторический акцент и что он меняет в самоощущении государства?

— Казахстан во главе с Токаевым инициирует формирование новой идентичности. Неслучайно в 2024 году широко отмечалось 800-летие образования Улуса Джучи. То есть Казахстан «историзирует» свою идентичность, опираясь на тысячелетние степные традиции.

Это одновременно и сигнал внешним соседям — прежде всего России и Китаю. После 2022 года, после начала СВО, вопросы безопасности и территориальной целостности приобрели особую чувствительность. В этом контексте президент Токаев стремится зафиксировать, что на протяжении тысячелетий здесь существовала казахская государственность, а современный Казахстан является преемником именно государственности Великой Степи. Формула «исконная казахская земля» — это, по сути, попытка укрепить политическую и территориальную целостность страны.

Одновременно Токаев запускает модель своего рода «управляемого национализма» в европейском понимании. Акцент постепенно смещается в сторону казахской идентичности. Если ранее Казахстан в большей степени опирался на идеологию термина «народ Казахстана», то сейчас усиливается именно «казахская земля», «казах». 

Это не ново. В Узбекистане тоже была проведена конституционная реформа в 2023 году, и в преамбуле Конституции написано, что Узбекистан имеет трехтысячелетнюю историю. В этом смысле мы видим определенное региональное соперничество — за символическое лидерство, за перераспределение политических и экономических ресурсов.

Тем самым Казахстан стремится утвердить свою субъектность в пространстве Великой Степи и таким образом демонстрирует цель стать гегемоном в Центральной Азии. 

Среди ключевых новелл проекта Конституции РК — однопалатный парламент–Курултай, Народный Совет (Халық Кеңесі) с правом законодательной инициативы и институт вице-президентства. Как эти изменения выглядят с точки зрения центральноазиатской практики?

— Если смотреть в региональном контексте, в начале 1990-х годов в Узбекистане также существовал институт вице-президентства — до 1992 года, после чего Ислам Каримов его упразднил. Кроме того, до 2003 года в Узбекистане действовал однопалатный парламент, затем был создан сенат. Казахстан в свое время пошел по схожему пути.

Сегодня в Казахстане предлагается упразднение сената. Во многом это связано с тем, что сенат становится местом сосредоточения политической элиты и клановых интересов. Таким образом Касым-Жомарт Токаев стремится ослабить влияние кланов и сделать парламент профессиональным, каким в большинстве случаев является однопалатный парламент, который не учитывает клановые интересы. 

Одновременно создается Народный Совет, который будет осуществлять законодательные практики. Учитывая исторический казахский опыт, можно предположить, что именно в Народном Совете, скорее всего, будут представлены региональные элиты и различные группы влияния.

Аналогичные институты мы видим, например, в Туркменистане, где Народный Совет был создан относительно недавно. Можно предположить и такой сценарий, при котором в дальнейшем, после ухода с президентского поста, Касым-Жомарт Токаев может возглавить Народный Совет. 

— Центральной идеей нового текста Основного закона названы образование, наука и инновации. Насколько это типично для конституционных документов и что это говорит о выбранной логике развития государства?

— Сегодня акцент на образовании, науке и инновациях — это общий тренд. В Узбекистане мы наблюдаем тоже самое. Делается ставка на научно-технологическое развитие, создаются соответствующие министерства, а теперь эти приоритеты закрепляются и на уровне Конституции.

То есть теперь Казахстан стремится позиционировать себя как научный хаб Центральной Азии и евразийского пространства. Пока это во многом декларативная рамка, но тем не менее на уровне Конституции речь идет не только о политике образования, науки и инноваций, но о ставке на развитое население, новые технологии и человеческий капитал. Конечно, это будет требовать огромные денежные вложения. 

Вероятно, Токаев таким образом стремится частично сместить фокус с чисто политических процессов на социальное и интеллектуальное развитие. Это, по сути, Конституция, ориентированная на человека, на потенциал каждого гражданина Казахстана. Именно через эту логику во многом и объясняется, почему обновляется Конституция Казахстана: раньше такие приоритеты не были закреплены, теперь же они становятся частью конституционного каркаса.

Тем самым Казахстан позиционирует себя как социальное и современное государство, претендующее на роль «средней державы» между Россией и Китаем и одновременно на лидерство в Центральной Азии.

Фото из открытых источников


Нурлан Исмагулов

Топ-тема