Аналитика

Политическое очищение. Нюансы реформы парламента РК

Ермек Ниязов

09.09.2025

Предложение Токаева распустить сенат: институциональная реформа или перераспределение власти?

В своем обращении к народу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев озвучил историческое по своей значимости предложение — упразднить сенат, тем самым преобразовав действующую двухпалатную структуру парламента в однопалатную. Это не просто техническое изменение, а серьезное перераспределение политической архитектуры, которое затронет баланс между центром и регионами, между партиями и местными органами, между наследием Назарбаева и моделью государства «нового типа», которую продвигает Токаев.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

«По судьбоносным вопросам нужно вести диалог с народом»

30 лет Конституции: от законов Великой Степи до современности

Токаев как архитектор государства нового типа

Как устроен парламент сейчас

На момент выступления президента законодательная власть в Казахстане организована по двухпалатной модели.

Мажилис (нижняя палата) формируется всеобщими выборами и представляет население.

Сенат (верхняя палата) представляет территориальные интересы и формируется иным способом:

  • 40 сенаторов избираются непосредственно маслихатами — местными представительными органами власти;
  • 10 сенаторов назначаются президентом;
  • еще два представителя направляются от Ассамблеи народа Казахстана.

Таким образом, сенат сочетает региональную представленность, президентский контроль и квазицивилизационную символику (через АНК), не будучи подотчетным избирателям напрямую.

Что предлагает Токаев

Президент предлагает ликвидировать сенат, оставив только мажилис. Это означает:

  1. отказ от двухуровневого законотворческого процесса;
  2. исключение региональных маслихатов из механизма формирования высшей законодательной власти;
  3. перенос политического центра тяжести в сторону партий, прежде всего тех, что участвуют в выборах в мажилис.

Такой шаг формально означает упрощение и демократизацию процесса. Но институционально он ведет к централизации власти на партийно-президентском уровне, отсекая регионы как субъектов парламентской игры.

Политико-институциональные последствия

1. Централизация и отказ от регионального баланса

Маслихаты — хотя и не отличающиеся самостоятельностью — все же представляют территориальные интересы. Их устранение из системы формирования парламента означает переход от территориальной к партийной логике представительства, что, в казахстанских условиях, равнозначно передаче дополнительной власти президентским структурам.

2. Усиление партийной вертикали

Мажилис будет единственной палатой. Его состав будет определяться только выборами по партийным спискам. В условиях ограниченной политической конкуренции это будет означать усиление позиций правящей партии (Amanat, ранее «Нур Отан») и структур, контролируемых Администрацией президента.

3. Разрыв с наследием Назарбаева

Сенат был важным элементом архитектуры эпохи первого президента. Его упразднение — это не только институциональный шаг, но и символическое очищение от прежней конструкции «Сверхпрезидентской Республики с декоративным парламентаризмом».

В унитарном государстве без сильных региональных элит двухпалатность не только неэффективна, но и вредна. Сенат в Казахстане никогда не был подлинным сенатом в классическом смысле (как в США или Франции), а выполнял:

  1. буферную, согласовательную функцию;
  2. ретрансляцию президентской воли;
  3. блокирующую функцию против резкой инициативы мажилиса.

В условиях управляемой демократии он лишь размывал ответственность и дублировал процесс. Отказ от него — институционально честный шаг, снимающий декоративные оболочки и позволяющий сделать мажилис единоответственным органом политического представительства.

Предложение Касым-Жомарта Токаева упразднить сенат — это не косметическая реформа, а перераспределение власти в пользу центра. Оно символизирует:

  1. отказ от псевдобаланса между регионами и центром;
  2. укрепление партийной системы в ущерб территориальной;
  3. очищение от институциональных анахронизмов.

Однако успех этой реформы зависит от того, будет ли однопалатный парламент реально представительным, конкурентным и подотчетным обществу, или превратится в орган, полностью контролируемый через партийную вертикаль. В этом — главная интрига и риск.

Фото из открытых источников


Ермек Ниязов

Топ-тема