В своем обращении к народу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев озвучил историческое по своей значимости предложение — упразднить сенат, тем самым преобразовав действующую двухпалатную структуру парламента в однопалатную. Это не просто техническое изменение, а серьезное перераспределение политической архитектуры, которое затронет баланс между центром и регионами, между партиями и местными органами, между наследием Назарбаева и моделью государства «нового типа», которую продвигает Токаев.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
«По судьбоносным вопросам нужно вести диалог с народом»
30 лет Конституции: от законов Великой Степи до современности
Токаев как архитектор государства нового типа
Как устроен парламент сейчас
На момент выступления президента законодательная власть в Казахстане организована по двухпалатной модели.
Мажилис (нижняя палата) формируется всеобщими выборами и представляет население.
Сенат (верхняя палата) представляет территориальные интересы и формируется иным способом:
- 40 сенаторов избираются непосредственно маслихатами — местными представительными органами власти;
- 10 сенаторов назначаются президентом;
- еще два представителя направляются от Ассамблеи народа Казахстана.
Таким образом, сенат сочетает региональную представленность, президентский контроль и квазицивилизационную символику (через АНК), не будучи подотчетным избирателям напрямую.
Что предлагает Токаев
Президент предлагает ликвидировать сенат, оставив только мажилис. Это означает:
- отказ от двухуровневого законотворческого процесса;
- исключение региональных маслихатов из механизма формирования высшей законодательной власти;
- перенос политического центра тяжести в сторону партий, прежде всего тех, что участвуют в выборах в мажилис.
Такой шаг формально означает упрощение и демократизацию процесса. Но институционально он ведет к централизации власти на партийно-президентском уровне, отсекая регионы как субъектов парламентской игры.
Политико-институциональные последствия
1. Централизация и отказ от регионального баланса
Маслихаты — хотя и не отличающиеся самостоятельностью — все же представляют территориальные интересы. Их устранение из системы формирования парламента означает переход от территориальной к партийной логике представительства, что, в казахстанских условиях, равнозначно передаче дополнительной власти президентским структурам.
2. Усиление партийной вертикали
Мажилис будет единственной палатой. Его состав будет определяться только выборами по партийным спискам. В условиях ограниченной политической конкуренции это будет означать усиление позиций правящей партии (Amanat, ранее «Нур Отан») и структур, контролируемых Администрацией президента.
3. Разрыв с наследием Назарбаева
Сенат был важным элементом архитектуры эпохи первого президента. Его упразднение — это не только институциональный шаг, но и символическое очищение от прежней конструкции «Сверхпрезидентской Республики с декоративным парламентаризмом».
В унитарном государстве без сильных региональных элит двухпалатность не только неэффективна, но и вредна. Сенат в Казахстане никогда не был подлинным сенатом в классическом смысле (как в США или Франции), а выполнял:
- буферную, согласовательную функцию;
- ретрансляцию президентской воли;
- блокирующую функцию против резкой инициативы мажилиса.
В условиях управляемой демократии он лишь размывал ответственность и дублировал процесс. Отказ от него — институционально честный шаг, снимающий декоративные оболочки и позволяющий сделать мажилис единоответственным органом политического представительства.
Предложение Касым-Жомарта Токаева упразднить сенат — это не косметическая реформа, а перераспределение власти в пользу центра. Оно символизирует:
- отказ от псевдобаланса между регионами и центром;
- укрепление партийной системы в ущерб территориальной;
- очищение от институциональных анахронизмов.
Однако успех этой реформы зависит от того, будет ли однопалатный парламент реально представительным, конкурентным и подотчетным обществу, или превратится в орган, полностью контролируемый через партийную вертикаль. В этом — главная интрига и риск.
Фото из открытых источников