Почему курс тенге меняется и кто на это влияет — рынок, государство или Национальный банк — этим темам посвятил пост в Facebook глава Национального банка Казахстана Тимур Сулейменов. Председатель национального регулятора пояснил, что сделал это в рамках открытого и честного диалога с обществом, чтобы объяснить экономические процессы простыми словами, сообщает корреспондент Check-point.kz
«С 2015 года Казахстан перешел на режим инфляционного таргетирования и свободно плавающего обменного курса. Это был принципиально важный шаг в сторону более гибкой, современной и устойчивой экономической модели. Это означает, что сейчас курс тенге формируется на валютном рынке под воздействием спроса и предложения, а также является отражением рыночных процессов в экономике, внутренних и внешних факторов. Раньше, когда валютный курс устанавливался государством, это приводило к резким, административным и одномоментным девальвациям», — напомнил Сулейменов.
Далее он объяснил причины давления на курс тенге.
«Объем фискальных вливаний в экономику растет, объем денежной массы за год вырос на 18%. ВВП и производство товаров не успевает за ростом денежных агрегатов. Если объем вливаний в экономику растет быстрее, чем внутреннее производство — это приводит к росту импорта. В этом году предусмотрены значительные расходы, в том числе на инфраструктурные и социальные проекты. В результате заключаются крупные контракты и для освоения средств производятся закупки импортного оборудования, техники, комплектующих. Это формирует повышенный спрос на иностранную валюту, что оказывает давление на курс тенге», — отметил Тимур Сулейменов.
Он убежден, что «со временем отечественное производство товаров догонит денежную массу», однако в текущем моменте, пока этого не произошло, экономике приходится прибегать к импорту.
«Мы условно делим факторы, которые влияют на курс тенге, на три основные категории:
- Фундаментальные: мировые цены на нефть и другие экспортные товары, динамика валют основных торговых партнеров, глобальная конъюнктура и другие макроэкономические показатели.
- Рыночные: спрос и предложение на валюту со стороны бизнеса, населения и государства, импортные закупки, сезонные колебания (например, туристическая активность, выплаты дивидендов).
- Спекулятивные: операции участников рынка, которые обусловлены не реальными потребностями в валюте, а извлечением выгоды из краткосрочных колебаний курса. Подобные факторы могут значительно усиливать волатильность обменного курса без фундаментальной основы.
На текущий момент фундаментальные факторы указывают на то, что текущий уровень курса недооценен», — подчеркнул Тимур Сулейменов.
По его словам, спекулятивной активности не наблюдается — ситуация стабильная и контролируемая.
«Основное давление на курс сегодня формируют именно рыночные факторы: активное освоение бюджетных средств, рост импортных закупок, а также сезонные выплаты дивидендов и туристический спрос», — еще раз повторил тезис Тимур Сулейменов.
Он привел мнение ряда экспертов, считающих, что Нацбанк должен «делать интервенции, стабилизировать курс».
«В этом есть правда, если курс волатилен и нестабилен под воздействием спекулятивных факторов. Если же курс движется вверх или вниз под воздействием рыночных или фундаментальных факторов, интервенции не помогут, а только навредят. Важно понимать, что неоправданные интервенции могут сыграть на руку именно спекулянтам, а не экономике в целом. Мы должны с умом распоряжаться национальными резервами», — подчеркнул Тимур Сулейменов.
Он заявил, что в Нацбанке внимательно наблюдают за ситуацией на бирже и на межбанковском рынке и готовы оперативно реагировать в случае резкой волатильности и спекулятивных операций.
«В результате прагматичной государственной политики мы накопили 52,2 млрд долларов США международных резервов, которые позволят нам сгладить спекулятивные колебания», — подытожил председатель НБ РК.
Фото из открытых источников