Общество

Сказка о двух народах: Север Арала восстанавливается, а юг высыхает

Eurasia Review

15.07.2025

Некогда процветающее внутреннее море Арал стало поучительной историей экологического коллапса, политического пренебрежения и неравномерного восстановления: усилия Казахстана привели к медленному возрождению на севере, в то время как добывающие приоритеты Узбекистана оставляют юг задыхаться.

Дайте человеку рыбу, и вы накормите его на день. Научи человека ловить рыбу, и ты накормишь его на всю жизнь. Но что происходит, когда опытный рыбак не находит никакой рыбы?

Это одна из многочисленных проблем, с которыми сталкиваются рыбаки, живущие в районе Аральского моря — мелководного бассейна с соленой водой, расположенного на границе между Казахстаном на севере и Узбекистаном на юге. Некогда четвертый по величине в мире водоем внутренних вод к востоку от Каспийского моря, Аральское море постоянно страдает от бедствий, вызванных распадом Советского Союза и усугубленных халатностью современных обществ. Как экосистемы, так и местные жители, зависящие от Аральского моря, претерпели радикальные изменения из-за нехватки таких ресурсов, как вода.

Эта бессмысленно растрачиваемая, нетронутая земля является эпицентром экологической и экономической трагедии, которая продолжает влиять на соседние страны и сообщества. От рыбаков и фермеров в сельской местности Узбекистана и Казахстана до ухудшающегося климата в Центральной Азии, исчезновение Аральского моря связано с судьбами тех, кто зависит от даров этого бассейна. В конце концов, что толку в знаниях человека о рыбалке, если больше нет рыбы, которую можно ловить?

Высыхание Аральского моря

В эпоху, предшествовавшую индустриализации человечества, Аральское море представляло собой обширный оазис среди пустынных ландшафтов Казахстана и Узбекистана. Образовавшееся в конце неогенового периода (примерно от 23 до 2,6 миллионов лет назад), Аральское море зависело от двух рек — Сырдарьи и Амударьи — которые регулировали и поддерживали высокий уровень и температуру воды. Хотя формально оно классифицировалось как озеро из-за отсутствия прямого выхода к океану, его размер в 26 000 квадратных миль вселил в жителей желание называть этот огромный бассейн с соленой водой морем.

Однако это озеро, похожее на море, подверглось ужасной кастрации со стороны СССР. В 1960-х годах Советский Союз реализовал масштабный проект по переброске воды на засушливые равнины Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Первоначальные русла рек Сырдарья и Амударья, несущих талые воды и осадки с далеких гор через пустыню Кызылкум к Аральскому морю, были изменены, чтобы обеспечить водой обширные площади советских хлопковых плантаций. К 1980 году квоты на производство в Центральной Азии достигли 9 миллионов тонн, что сделало ее четвертым по величине производителем хлопка в мире.

Однако цена четвертого места означала, что Аральское море потеряло позицию четвертого по величине внутреннего водоема. Как только Аральское море начало высыхать, слезы потекли по рыболовству и населению, зависящему от озера. Удобрения и пестициды от производства хлопка, а также токсичные химикаты с заброшенного советского оружейного полигона загрязняли соленую воду, убивая рыбу и повреждая почву. Сильные ветры обрушивались на обнаженное дно озера, и буквально соляные бури заносили города опасными частицами, вызывающими респираторные заболевания и рак. Утрата умеренного влияния такого большого водоема также привела к тому, что лето стало жарче, а зима холоднее.

К счастью, Аральское море постепенно восстанавливается. Различные программы ООН и других организаций по сохранению и защите Арала, начиная от посадки деревьев черного саксаула, чтобы замедлить наступление дюн, и заканчивая строительством многомиллионных плотин, таких как Кокаральская плотина, позволили возродить оазис, оказавшийся на краю гибели. Тем не менее, терраформирование — это долгий и трудный процесс, а страны и сообщества, по-прежнему зависящие от истощающихся ресурсов Аральского моря, продолжают страдать от потери своего драгоценного моря.

Сказка о двух странах

Хорошая новость заключается в том, что вода постепенно возвращается в Аральское море. Плохая новость заключается в том, что оно остается высушенной и засоленной пустошью. Чтобы понять этот парадокс, необходимо рассказать о двух странах. Узбекистан на юге и Казахстан на севере — это две страны Центральной Азии, которые в значительной степени зависят от Аральского моря. Таким образом, море разделено на две части: Северное Аральское море в Казахстане и Южное Аральское море в Узбекистане. Долгое время после того, как серп Советского Союза собирал хлопок, а его молот разрушал людей, зависящих от Аральского моря, обе страны с разной степенью успеха пытались улучшить состояние своей части моря. Только Казахстану удалось исправить ситуацию на своей стороне Арала.

На средства Всемирного банка в размере 87 миллионов долларов США страна построила дамбу длиной 7,5 мили через узкий канал, соединяющий Северное и Южное Аральские моря. Проект был направлен на сокращение объема воды, выливающейся в самую южную часть Аральского моря, а также на улучшение существующих русел Сырдарьи (которая течет на север от гор Тянь-Шаня в Казахстане) для увеличения притока воды в Северное Аральское море. Летом 2005 года Кокаральская плотина привела к повышению уровня воды на 3,3 метра (10,8 фута) через семь месяцев. С тех пор рыбная промышленность в городе Аральске и других городах процветает.

Узбекистан рассказывает другую историю. Вместо того чтобы строить плотину, узбекское правительство посадило деревья черного саксаула и другие засухоустойчивые виды, чтобы сдержать эрозию и замедлить пыльные бури. И хотя они приспособились процветать в условиях песчаных почв, таких как прибрежные дюны и пустынные регионы, этих псаммофитов недостаточно, чтобы предотвратить высыхание Аральского моря, особенно когда узбекская политика осушает его.

Следуя тому же курсу, что и Советский Союз, Узбекистан направил свои сельскохозяйственные мощности на то, чтобы стать крупным экспортером водоемкого хлопка, основного продукта экономики. Миллионы людей работали — многие годами — на принудительных работах у бывших советских или нынешних узбекских правительств, что привело к дальнейшему истощению водных ресурсов Аральского моря. Обнаружение природного газа и нефти на высохшем морском дне Аральского моря также подтолкнуло узбекское правительство к поиску еще большего количества белого и черного золота, вместо того чтобы вернуть озеру его аквамариновое великолепие. По состоянию на 2023 год Узбекистан занимал десятое место в мире по экспорту хлопка (Китай, США, Индия и Бразилия составляли четверку лидеров).

Из-за того, что Узбекистан постоянно уделяет внимание хлопку и нефти, возрождению Аральского моря уделяется недостаточно внимания. Рыбаки и рыболовы, которые больше всех страдают от бед, обрушившихся на них со времен Советского Союза, находятся в тяжелейшем положении. Затягивание кровоточащих ран мало что значит, когда кинжалы продолжают колоть, и Аральское море будет продолжать течь и высыхать, если не принять меры по устранению проблем, которые привели к сокращению моря.

Научите человека ловить рыбу

В то время как Северное Аральское море восстановилось, Южное Аральское море превратилось в безлюдную и оскверненную пустошь, характеризующуюся высокой соленостью и низкими шансами на восстановление. Несмотря на эти мрачные новости, некоторые жители Узбекистана, Казахстана и других стран не теряют надежды на то, что южная часть Аральского моря и все озеро в целом вернут себе 26 тысяч квадратных миль незагрязненной и пригодной для рыбной ловли воды. Даже сейчас продолжаются усилия по омоложению засоленной и загрязненной почвы и восстановлению здоровой воды в Аральском море.

Помимо продолжающейся эксплуатации Кокаральской плотины, по всему Аральскому морю и на территориях, нуждающихся в этих выносливых кустарниках, высаживаются фаланги деревьев черного саксаула. Агентство США по международному развитию (USAID) использует инновационный проект под названием «Восстановление окружающей среды Аральского моря» (ERAS) для мониторинга воздействия черного саксаула на окружающие экосистемы. Благодаря использованию спутниковых снимков EOS Data Analytics и сотрудничеству с государственными органами в рамках проекта наблюдается частичный, но положительный рост растительности.

В 2021 году проект ERAS-I отдал приоритет лесовозобновлению в Казахстане. В следующем году проект ERAS-II был перенесен на узбекскую сторону Аральского моря. Проект «Оазис», как его назвали, — это медленный, но огромный шаг к возрождению Аральского моря. Такие страны, как Китай, активно участвуют в программе «Зеленый Шелковый путь», а Международный фонд спасения Арала, объединяющий Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, обеспечивает взаимодействие различных межгосударственных, экологических, научных и практических организаций для информирования всех о необходимости сохранения Аральского моря.

Рыба вернулась. Рыбаки тоже. И, подобно знаковым образцам озера Чад в Африке или озера Урмия в Иране, Аральское море служит ярким напоминанием о разрушительном воздействии человека на окружающую среду. Возможно, сейчас на Земле всё не так первозданно, как раньше, но мы можем научить нынешнее и последующие поколения не тратить ресурсы и землю впустую.

Автор: Джон Дивинаграсия — писатель и прозаик. Он является автором книги «В Иберии всегда идёт снег» (2021) и участвовал в 19-м Национальном писательском семинаре Атенео в 2022 году. Он является автором WorldAtlas и внештатный редактор Observatory. Он получил диплом с отличием по специальности «творческое письмо» в Университете Атенео-де-Манила на Филиппинах.

Источник: A Tale Of Two Nations: The North Aral Sea Rebounds While The South Aral Sea Dries Up – Analysis

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Eurasia Review

Публикации автора

Топ-тема