Казахстан и Узбекистан независимо друг от друга приступили к строительству новых линий в Афганистане, стремясь получить доступ к портам на побережье Индийского океана. Новые линии должны соединиться в Герате, на западе Афганистана, что может привести к созданию важного логистического узла.
В прошлом месяце Казахстан и Афганистан подписали протокол о намерениях по строительству 780-километровой линии от Тургунди, на границе Афганистана с Туркменистаном, до Спин-Болдака на границе с Пакистаном. Казахстан обязался инвестировать в проект 500 млн долларов США.
На первом этапе правительства обеих стран договорились подписать соглашение о строительстве 115-километровой линии между Тургунди и Гератом и создать совместное транспортно-логистическое предприятие в Герате.
«Проект имеет особое значение для Казахстана с точки зрения расширения региональных транзитных связей, укрепления транспортно-логистических связей между Центральной и Южной Азией и обеспечения доступа к портам Индийского океана», — говорится в сообщении правительства Казахстана.
По словам правительства, новая линия станет ключевым звеном будущего трансграничного коридора, проходящего через Афганистан и обеспечивающего кратчайший путь для грузов, направляющихся в порты Индийского океана.
Трансафганская железная дорога
Протокол с Казахстаном был подписан всего через несколько недель после того, как власти России и Узбекистана объявили о начале работ по строительству Трансафганской железной дороги — 573-километровой линии через Афганистан, призванной соединить не имеющую выхода к морю Центральную Азию с портами Пакистана. В 2021 году стороны оценили стоимость проекта в 4,8 млрд долларов США.
Одна из двух веток Трансафганской железной дороги, как ожидается, пройдет через Герат, что позволит ранее независимым проектам извлечь выгоду из потенциального синергетического эффекта. «Создание транспортно-логистического центра в Герате позволит создать грузопотоки из пакистанских портов и распределить их в направлении Туркменистана или Узбекистана, — говорят в московской консалтинговой компании Trans, специализирующейся на логистике. — В обратном направлении Герат может заниматься перевалкой грузов, отправляемых на экспорт из стран Центральной Азии через пакистанские порты».
Россия и Беларусь также могут получить выгоду от новых линий, поскольку Беларусь потеряла доступ к портам Литвы и Латвии, а Россия ищет новые логистические маршруты.
Автор: Владислав Воротников
Источник: New rail lines planned in Afghanistan
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников