- Вы - основатель данной премии, давайте начнем наш разговор с первоначальной идеи. Я читала, что идею проекта вы задумали 19 лет назад, а с чего все началось?
- Есть такой режиссёр и сценарист Тейлор Шеридан. Он был актёром и однажды ему просто надоело, что почти все роли написаны неглубоко, серо. Я сам выигрывал на республиканских творческих конкурсах, мои друзья тоже. И, при всём уважении ко всем премиям мира, в 2003 захотелось создать гораздо более совершенную премию.
- В чем уникальность вашей премии? Конечно, пожизненную ренту дают не все, но все же, о таких проектах я уже читала.
- Нет, такой премии не было со времён Людовика Четырнадцатого, т.е. 400 лет. Дело в том, что давать творческому человеку малую или крупную сумму – это гарантировать, что он или она очень быстро эту сумму истратит. Сейчас, когда литераторы слышат о таком формате – пожизненно по 500 у.е. в месяц – как у них загораются глаза! Ведь победитель сможет посвятить свою жизнь литературе. Но, самое главное, это честность премии. В начале, до 2012 года я думал, что можно составить жюри из людей авторитетных, но входящих в разные группы и течения. Но понял с годами, что и такое жюри станет источником постоянных проблем. Только недавно стало технически возможно максимально защитить голосование читателей от накруток.
- Как вы говорили в одном из своих интервью: «Представьте, что молодой автор, вдохновившись примером Мухтара Ауэзова, написавшего своё первое сильное произведение «Еңлік-Кебек» в 19 лет, проживёт после получения Премии ещё 60 лет, он получит 360 тысяч долларов». Наверняка всем интересно, кто же этот «Mecenat», который готов выплачивать такую сумму?
- Да, причём это ежегодная премия. Это богатый бизнесмен, не занимающийся политикой, законопослушный, уважаемый. Возможно, уже на этой неделе даст специальное интервью и расскажет о своих причинах.
- Со дня старта премии прошло уже больше месяца, учитывая то, что у вашего проекта отличный пиар, меня интересует, сколько работ уже поступили?
- 11 работ (на 20 января 2022). Январь, конечно, пропал для продвижения. Пиара должно было быть раз в 100 больше, но ряд договорённостей подвисли. Поэтому мы продлили до 10 мая.
- О Казахстане внутри периода от 1900 года до современности можно написать много чего. Какие у вас ожидания, предположения?
- Мы надеемся, что январская трагедия стимулирует самые крупные таланты не просто участвовать ради денег или славы, а чтобы ответить самим себе и читателям, как могло такое произойти с нашим обществом. Корни, безусловно, даже не в 30, а в событиях 60, 80, 100 летней давности. Также, мы очень хотим увидеть яркие эксперименты с формой, стилем, направлениями романа.
Например, пишите политический роман – но в талантливой, остроумной форме, не трогая обоих президентов. Оставим историкам и политологам оценки.
Джоан Роулинг доказала, что детский роман может быть интересным для взрослых, супер прибыльным, и очень добротно, качественно написанным.
Мы, народ Казахстана, давно заслужили самого качественного искусства, прежде всего, романов, как жанр-ледокол.
- Конечно, в литературе много истории, когда великие романы были написаны за столь короткий срок. Но все же, не мало ли 150 дней?
- Конечно, в первом году преимущество будет у тех, кто уже имеет хотя бы точный сюжет и образы главных героев, тем более, наброски. Но всем остальным не обязательно писать с расчётом на второй год. Дело в том, что на таких конкурсах издатели и продюсеры очень интересуются топ-20 или даже топ-30 произведений. Мы уже засекли интерес нескольких московских книжных издательств, и хотим пригласить издателей и продюсеров со всего Казахстана и ряда стран. По сути, авторы получат мощную площадку для презентации своих талантов.
- На вашем сайте написано «Ежегодная литературная премия Mecenat.kz за лучший роман о современном Казахстане». Данный проект будет каждый год и тема конкурса всегда будет такой же?
- Да, такой формат будет всё время. Единственное, что нужно будет усилить – это принимать работы на казахском языке из любой страны мира. Но это серьёзный пиар и технические задачи.
- У вас на сайте написано Ежегодная литературная премия Mecenat.kz за лучший роман о современном Казахстане. А в положении указан период с 1900 года. Не думаете, что данные предложения противоречат друг другу?
- Под современностью мы понимаем как раз не злободневность, иначе это был бы конкурс публицистики. Современный – это включает не только наши личные истории, но и родителей, и дедушек, и прадедушек. Кроме того, «Абай Жолы» заканчивается как раз в начале 20 века.
Конечно, автор может написать о 1 минуте сегодняшнего утра. Вопрос только в таланте.
- Так же, я заметила, что пиара больше на русском языке. Я спрашивала у нескольких казахоязычных писателей, они об этом конкурсе не знают. Хотелось бы, чтобы и на казахском языке были написаны хорошие произведения.
- Для меня это самая главная подзадача – добраться до каждого аула, до каждого казахскоязычного писателя. Это как раз ряд тех инструментов, которые должны были начаться в январе. Буквально только что мы смогли запустить месячную рекламу в важнейшей газете «Қазақ әдебиеті», издании Союза Писателей. Мы планируем задействовать все современные и эффективные инструменты, чтобы закинуть в глубинку адрес нашего сайта.
Но, должен отметить, что если на пресс-конференцию пришло много русскоязычных СМИ, и несколько казахскоязычных журналистов с ТВ каналов, то казахскоязычная пресса, которую мы усиленно звали – не пришла. Думаю, они очень скоро всё-таки будут присылать вопросы для интервью.
- Спасибо за беседу. Желаю успехов вашему проекту!