Депутат мажилиса Екатерина Смышляева на пленарном заседании палаты презентовала проект закона «Об искусственном интеллекте (ИИ)», сообщает корреспондент Check-point.kz.
Спикер отметила, что законопроект преследует единственную цель — создать прозрачную правовую базу для внедрения технологии в экономику Казахстана.
«Еще буквально 2–3 года назад ни одна юрисдикция мира не планировала и старалась не касаться вопросов регулирования на законодательном уровне этой технологии, потому что сегодня идет большая технологическая гонка, и мы видим, как каждая страна хочет максимально комфортные условия создать для технологии, чтобы быть в каких-то вопросах первой. Однако наступили побочные эффекты от стремительного развития технологии – начали возникать вопросы авторского права, безопасности, вопросы долгосрочного инвестирования в отрасль и так далее», — отметила предпосылки появления юридических норм в сфере ИИ депутат.
Поэтому все страны мира так или иначе начали обращать внимание на регуляторные модели, подчеркнула Екатерина Смышляева и назвала самый большой и объемный акт регулирования ИИ — Европейский акт.
«Если правильно отработаем свой проект закона, то это будет вторая юрисдикция в мире, где будет отдельный закон, посвященный искусственному интеллекту. Следующий момент — безусловно, сегодня искусственный интеллект очень сильно воздействует на отрасли, он внедряется во все сферы экономики, и сегодня очень важно, чтобы это происходило безболезненно. Если это будет так, значит, туда пойдут инвестиции, и отрасли экономики будут сориентированы. Еще один вызов — защита авторских прав и данных, а также ответственность за решения искусственного интеллекта», — перечислила Смышляева.
Она подчеркнула, что представляемый ею проект закона содержит семь глав и 27 статей.
«Законопроект регулирует общественные отношения в сфере ИИ. В цифровом законодательстве мы стараемся соблюдать принцип технологической нейтральности, то есть не посвящать отдельным технологиям законы или нормы. Но в данном случае технология настолько особенная, что порождает вокруг себя особый тип общественных отношений — их мы и планируем регулировать. Самые главные и базовые принципы: первый — прозрачность и объяснимость, а второй — приоритет благополучия человека перед технологией. Второй вопрос характерен для всех сфер, где бы ни использовалась технология ИИ. Это означает, что там, где нужно будет ограничивать бурное развитие технологии ради безопасности или благ человека, значит, эти ограничения появятся. А третий принцип — безопасность и защищенность данных», — перечислила депутат.
Ее коллега, депутат мажилиса Елнур Бейсембаев обратил внимание на влияние, которое окажет искусственный интеллект в сфере труда. По его словам, ИИ во всем мире лишит порядка 90 миллионов человек их рабочих мест.
«По данным Всемирного экономического форума, а также банков, ИИ по всему миру заменит порядка 90 млн рабочих мест. Это, конечно, отразится на рынке труда. Как мы будем этот вопрос регулировать? В Казахстане на самом деле вопрос безработицы, можно сказать, занижен правительством — мы все понимаем, что реальная цифра по безработице в Казахстане составляет 12–13%, это порядка 1 млн человек. А если сейчас ИИ заменит некоторые отрасли, то данная ситуация может усугубиться. В этом проекте закона нужно это рассмотреть. Второй фактор — насколько мы успеем переквалифицировать этих людей и найти им новые рабочие места», — обозначил Елнур Бейсембаев.
Помимо этого, депутат обеспокоен вопросом ответственности при использовании искусственного интеллекта в медицине: если ИИ помогает ставить диагнозы и назначать лечение, но пациент умирает, кто будет нести ответственность – врач или разработчики ИИ?
Также он отметил, что мошенники начали активно использовать искусственный интеллект, и это надо законодательно решить.
«Вот сейчас на мое же выступление могут наложить новый тезис с моим же голосом и спокойно использовать его как обращение. И вот еще один момент — сейчас очень много контента распространяется в соцсетях. Контент творческий: делаются видеоформаты, и ты не можешь определить — это делал ИИ? На правах чего? Также в соцсетях сейчас распространяется много песен, даже популярных, и люди считают, что их авторами являются другие люди, а на самом деле их создал ИИ. Спокойно сейчас можно заказать песню для родных, друзей и даже патриотические композиции. Если не ошибаюсь, песня о Казыбеке батыре тоже написана с использованием ИИ. Кто будет определять авторские права и прочее?» — обозначил спорные вопросы Елнур Бейсембаев.
Мажилисмен считает, для качественного нормативного определения границ действий граждан в сфере ИИ все спорные моменты обязательно нужно прописать в проекте закона.
Екатерина Смышляева ответила ему, что базовым является вопрос ответственности, и он сейчас в проекте закона обозначен.
«Но я полагаю, что мы с учетом отраслевых вопросов будем его детализировать, потому что на сегодня он достаточно широкий. И второй вопрос — вопрос об авторских правах. В проекте закона начато регулирование, но пока в отсылочном формате, поэтому, я думаю, мы тоже его будем обсуждать. Но в целом наши нормы общего закона об ИИ будут, безусловно, привязаны к практическим кейсам», — подчеркнула она.
Фото из открытых источников