Кыргызстан стал крупным центром экспорта автомобилей, попавших под санкции, в Россию. Один из московских автосалонов демонстрирует целый ряд роскошных автомобилей, приобретенных вопреки санкциям.
Для автосалона, расположенного в стране, находящейся под масштабными экономическими санкциями, московская компания «Берг Авто Премиум» предлагает удивительно широкий выбор автомобилей класса люкс.
Rolls-Royce Cullinan стоимостью почти 1 миллион долларов? У них есть. Свежий Tesla Cybertruck? Тоже в наличии. Престижный Porsche Cayenne Coupé? Нет проблем.
«Мы не знаем границ», — гласит сайт дилерского центра, на котором утверждается, что в наличии имеется более 100 автомобилей общей стоимостью около 17 миллионов долларов.
В декабре репортер под прикрытием из партнерской организации OCCRP — IStories — позвонила в дилерский центр и спросила, может ли она купить недавно выпущенный Porsche 911 Turbo — автомобиль, который, предположительно, будет трудно найти в Москве, поскольку Европейский союз запретил экспорт большинства автомобилей стоимостью более 50 тысяч евро в Россию в 2022 году.
Продавец на другом конце провода не был удивлен. Более того, он сказал журналистке, что она может выбрать любую модель на официальном немецком сайте Porsche. Получить автомобиль «не проблема» — сначала его отправят на корабле в Грузию, потом на самолете в Кыргызстан, а оттуда в Москву, сказал он.
«Автомобиль, страна-производитель — все будет европейским, — сказал продавец. — Это сложно, но все возможно».
Европейский союз, Соединенные Штаты и Южная Корея — еще один крупный производитель автомобилей — ввели целый ряд санкций против России после полномасштабного вторжения этой страны в Украину в феврале 2022 года. Однако аналитики утверждают, что многие товары, подпадающие под санкции, продолжают поступать в страну, часто через Центральную Азию и Кавказ.
Когда речь идет о поставках автомобилей в Россию, Кыргызстан, похоже, играет главную роль. В период с 2020 по 2021 год Кыргызстан импортировал из стран ЕС автомобили на сумму чуть более 8,8 миллиона долларов. Но за следующие два года эта цифра выросла до 730 миллионов долларов — более чем в 80 раз, — согласно данным UN Comtrade.
«Не то чтобы каждый житель Кыргызстана вдруг купил себе новую машину, — сказал экономист Карл Греку в интервью партнеру OCCRP «Запретные истории». — Он стал хабом для автомобилей, направляющихся в Россию».
Для сравнения: импорт автомобилей из ЕС в Казахстан увеличился с примерно 154 млн долларов в 2020 и 2021 годах до чуть более 1 млрд долларов в последующие два года, что в абсолютном выражении аналогично росту в Кыргызстане, но в относительном выражении меньше. Узбекистан увеличил объем поставок с примерно 92 миллионов долларов в 2020 и 2021 годах до более чем 274 миллионов долларов в последующие два года.
Азиз Жыргалбеков, указанный на странице «Берг Авто» в Instagram, подтвердил, что дилерский центр импортирует автомобили из Европы и Южной Кореи через Кыргызстан. По его словам, чтобы избежать проверок, автомобили ввозились частными лицами, а не компаниями.
«Бишкек маленький. Все дружат, все друг друга знают и работают вместе. Теперь, как вы видите, это не только автомобили — много чего поступает через параллельный импорт», — сказал он OCCRP.
Таможенные власти Кыргызстана не ответили на просьбу о комментарии.
Бренды Mercedes, Rolls-Royce и Porsche заявили, что соблюдают санкции против России, но при этом критикуют несанкционированное поведение сторонних продавцов. В Porsche также подчеркнули, что не имеют никаких связей с Berg Auto.
Темур Умаров, научный сотрудник Евразийского центра Карнеги в России, говорит, что Кыргызстан позиционирует себя как центр импорта-экспорта в основном потому, что у него нет природных ресурсов, как у соседей, таких как Казахстан или Узбекистан. По его словам, более низкие тарифы в Кыргызстане позволяют относительно дешево растаможивать автомобили, прежде чем переправлять их на север.
«Санкции, финансовые ограничения, а также различные налоговые режимы позволили Кыргызстану стать этим центром, — сказал Умаров. — Для Кыргызстана это определенно был и в некотором смысле остается момент, когда он может заработать на этой ситуации».
По данным российского импорта, примерно в трети кыргызских компаний, перечисленных в качестве посредников при экспорте автомобилей и запчастей в Россию в 2023 и 2024 годах, среди акционеров были россияне.
Источник в таможенных органах Кыргызстана, говоривший на условиях анонимности, опасаясь возмездия, сообщил, что многие автомобили отправлялись напрямую в Россию, а Кыргызстан использовался только для оформления документов.
«Мы видим только брокеров. Фактические владельцы не появляются на таможне, — сказал источник. — Машины регистрируются на имя частных лиц как автомобили для личного пользования по упрощенной процедуре».
Жыргалбеков, контактное лицо «Берг Авто», который заявил, что он кыргызстанец, сказал, что он также работает с другими дилерскими центрами, партнерство с которыми началось по принципу «из уст в уста».
«На нашем местном рынке мы все знаем друг друга, — сказал он. — Есть кыргызы, русские, белорусы. Мы все сотрудничаем, помогаем друг другу».
Берг Авто Премиум
Расположенный на крупной автомагистрали недалеко от центра Москвы, Berg Auto — новичок на российской автомобильной сцене.
В прошлом году его основатель Марк Берг рассказал одному из российских журналов, что откроет дилерский центр 7 октября 2023 года, потому что это день рождения президента России Владимира Путина. Одетый в черную рубашку и, похоже, роскошные швейцарские часы, журнал представил Берга как образец современного успеха.
В интервью Берг рассказал, что ему удалось воспользоваться «схемой параллельного импорта» для ввоза автомобилей в Россию.
В прошлом году репортеры партнера OCCRP, компании Temirov Live, получили информацию от источника, который прислал скриншот карты с местоположением «Берг Авто» и утверждал, что дилерский центр открыли «кыргызстанцы».
После того как репортеры Temirov Live были заключены в тюрьму, OCCRP занялся расследованием этой информации. Репортеры не нашли доказательств утверждения источника, а Жыргалбеков отрицал, что «Берг Авто» имеет какое-либо отношение к кыргызским чиновникам. Однако сообщения в социальных сетях позволяют предположить, кем могут быть некоторые из потенциальных поставщиков дилерского центра в Кыргызстане.
В одном из видео в TikTok, опубликованном в июле 2023 года, человек по имени Сыргакбек Атышов хвастался тем, что привез Range Rover в Бишкек, который, по его словам, затем будет отправлен в Москву.
В другом видео, опубликованном в декабре прошлого года, Атюшов снова рассказал о том, как он доставил Audi RS6 из Франкфурта в Бишкек самолетом для компании «Берг Авто».
«Мы доставили AUDI RS6 PERFORMANCE из Германии самолетом для наших друзей и партнеров из «БЕРГ АВТО ПРЕМИУМ» (@berg_auto.kg), Москва, Россия», — написал он в описании к видео.
Другим потенциальным поставщиком, судя по всему, является Адилет Тильдебаев, молодой человек из Кыргызстана, который, судя по постам в социальных сетях, неоднократно посещал мероприятия Berg Auto и включил здание Berg Auto в фотографию обложки одного из своих аккаунтов в Facebook.
Российский номер телефона Тильдебаева, полученный OCCRP, часто указывался с условиями, предполагающими импорт автомобилей через Кыргызстан — например, «Адилет привозит автомобили из Кыргызстана», «Адилет Range Rover Кыргызстан» и «Адилет автомобили из Европы», согласно информации из Getcontact, приложения для проверки телефонных номеров.
Атышов, Тильдебаев и президент Кыргызстана не ответили на просьбы о комментарии.
Авторы: Болот Темиров (Temirov Live), Эльдияр Арыкбаев (OCCRP), Анастасия Короткова (IStories), Элоиза Лаян (Forbidden Stories)
Источник: ‘We Know No Borders’: How Kyrgyzstan Became a Hub for Sanctioned Car Exports to Russia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников