Новости

Таджикистан стремится стать центром развития ИИ, но есть нюансы

Редакция

14.02.2025

Магическое мышление из параллельной вселенной: как Всемирный банк оценивает образовательные возможности Душанбе

Министр промышленности и инноваций Таджикистана сделал смелое предсказание о том, что центральноазиатская страна станет мировым лидером в области искусственного интеллекта (ИИ) и разработки микрочипов. Учитывая нынешнее состояние IT-сектора и образовательной базы Таджикистана, он явно должен был носить гарнитуру виртуальной реальности, когда делал это заявление.

«Пятая промышленная революция начнется именно здесь, в Таджикистане. У нас есть не только природные ресурсы, но и стратегическое видение развития искусственного интеллекта», — заявил министр Шерали Кабир журналистам в Душанбе. Он обосновал свой прогноз тем, что Таджикистан обладает большим количеством элементов, редкоземов и минералов, необходимых для IT-индустрии. Он также заявил, что ведущие западные компании, такие как Nvidia и OpenAI, выразили заинтересованность в ведении бизнеса с Таджикистаном.

Предсказание Кабира имеет лишь малую долю реальности и вызывает вопросы о возможностях правительства. Таджикистан уже давно считается одной из самых коррумпированных политических и экономических систем в мире, и в настоящее время в стране отсутствует база информационных технологий. Кроме того, Душанбе не имеет опыта внедрения инноваций.

В недавнем отчете о глобальных инновационных тенденциях World Intellectual Property Indicators 2024 говорится, что в 2023 году (последний год, включенный в отчет) в Таджикистане не было подано ни одной заявки на патент. 

Система образования Таджикистана также имеет существенные недостатки, согласно недавней справке Всемирного банка.   

«Значительная часть компаний в Таджикистане назвала недостаточно образованную рабочую силу существенным препятствием для удовлетворения потребностей местного и регионального рынков, — говорится в справке банка. — Недостаток квалификации в основном обусловлен устаревшими условиями обучения в университетах, включая учебные программы, квалификацию персонала, оборудование и технологии».

Проблемы носят системный характер и распространяются от начальной школы до высшего образования. Отдельная оценка Всемирного банка показывает, что только 55 процентов таджикских второклассников и всего 41 процент четвероклассников соответствуют минимальным стандартам чтения. 

«Низкие результаты обучения очевидны уже в младших классах», — говорится в оценке банка.

Источник: Tajikistan aspires to be an AI development hub

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Топ-тема