Президент России Владимир Путин в субботу принес извинения своему азербайджанскому коллеге за то, что он назвал «трагическим инцидентом» после крушения азербайджанского авиалайнера в Казахстане, в результате которого погибли 38 человек, но не признал, что Москва несет за это ответственность.
Извинения Путина перед президентом Ильхамом Алиевым прозвучали на фоне утверждений о том, что самолет был сбит российскими системами ПВО, пытавшимися отразить удар украинского беспилотника в районе Грозного, региональной столицы российской республики Чечня, куда направлялся самолет.
Вот что следует знать о крушении самолета, в результате которого погибли 38 из 67 человек, находившихся на борту.
Самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines направлялся из столицы Азербайджана Баку в Грозный на Северном Кавказе в среду, когда его отклонили от маршрута. Самолет разбился при попытке приземлиться в районе города Актау, Казахстан, пролетев сотни километров на восток через Каспийское море.
Самолет упал недалеко от побережья, примерно в 3 километрах от Актау. На распространенных в Интернете записях с мобильных телефонов видно, как самолет совершает крутое снижение, затем падает на землю и взрывается в огненном шаре.
Спасатели доставили 29 выживших в больницы.
Казахстанские, азербайджанские и российские власти заявили, что ведут расследование крушения. Первоначальные версии, выдвинутые различными официальными лицами, включали в себя возможность удара птицы, плохую погоду и взрыв кислородного баллона на борту самолета.
Компания Embraer сообщила агентству The Associated Press в своем заявлении, что «готова оказать помощь всем соответствующим органам».
Дмитрий Ядров, глава Росавиации, заявил в пятницу, что, когда самолет готовился к посадке в Грозном в условиях сильного тумана, украинские беспилотники вели прицельный огонь по городу, что заставило власти закрыть район для воздушного движения.
Ядров сказал, что после того, как капитан предпринял две неудачные попытки приземлиться, ему предложили другие аэропорты, но он решил лететь в Актау.
Позже в пятницу высокопоставленные чиновники в США и Азербайджане сделали отдельные заявления, в которых предположили, что самолет мог быть сбит огнем из оружия, вторя заявлениям авиационных экспертов, которые обвинили в крушении российские системы ПВО, ответившие на украинскую атаку.
Рашад Набиев, министр цифрового развития и транспорта Азербайджана, сообщил азербайджанским СМИ, что «предварительные выводы экспертов указывают на внешний удар», как и показания свидетелей.
«Тип оружия, использованного при ударе, будет установлен в ходе расследования», — сказал Набиев.
Представитель Белого дома по национальной безопасности Джон Кирби заявил, что США «увидели некоторые первые признаки, которые, безусловно, указывают на возможность того, что этот самолет был сбит российскими системами ПВО», но отказался уточнить подробности, сославшись на продолжающееся расследование.
Эти заявления совпали с оценками внешних авиационных экспертов и усилили давление на Россию.
По мнению некоторых авиационных экспертов, отверстия, обнаруженные в хвостовой части самолета после крушения, указывают на то, что он мог попасть под обстрел российских систем ПВО, отражающих атаку украинских беспилотников.
Марк Зи из компании OPSGroup, которая занимается мониторингом воздушного пространства и аэропортов мира на предмет рисков, заявил, что анализ фрагментов разбившегося самолета указывает на 90–99% вероятности того, что он был сбит ракетой класса «земля-воздух».
Компания Osprey Flight Solutions, специализирующаяся на авиационной безопасности и базирующаяся в Великобритании, предупредила своих клиентов о том, что «рейс Azerbaijan Airlines, скорее всего, был сбит российской военной системой ПВО».
Генеральный директор Osprey Эндрю Николсон заявил, что компания выпустила более 200 предупреждений относительно атак беспилотников и систем ПВО в России с тех пор, как Москва начала полномасштабное вторжение в Украину в феврале 2022 года.
В сообщении FlightRadar24 говорится, что самолет столкнулся с «сильными помехами GPS», которые мешали отслеживать полетные данные, позволяющие контролировать траекторию полета самолета. Россия широко использует сложное оборудование для постановки помех, чтобы отразить атаки беспилотников.
Ян Матвеев, независимый российский военный эксперт, отметил в четверг, что на снимках хвоста разбившегося самолета видны повреждения, совместимые с осколками от российской системы ПВО «Панцирь-С1».
Неясно, почему пилоты решили перелететь через Каспийское море, а не попытаться приземлиться в России после того, как самолет был сбит, сказал он, добавив, что, вероятно, они столкнулись с ограничениями на посадку в более близком месте и могли посчитать, что повреждения не являются критическими.
Азербайджанская интернет-газета «Калибр» также утверждает, что авиалайнер был обстрелян российской системой ПВО «Панцирь-С», а на его системы при подлете к Грозному воздействовало оборудование для постановки помех.
Путин в субботу извинился перед Алиевым «за то, что трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России».
В официальном заявлении Кремля, опубликованном в субботу, говорится, что системы ПВО вели огонь в районе аэропорта Грозного, когда авиалайнер «неоднократно» пытался приземлиться там в среду, но не уточняется, сбил ли один из них самолет.
Согласно записи разговора, предоставленной пресс-службой Алиева, азербайджанский лидер сказал Путину, что самолет подвергся «внешнему физическому и техническому вмешательству», хотя он также не стал прямо обвинять российские ПВО.
Алиев отметил, что в фюзеляже самолета были многочисленные пробоины, а пассажиры получили травмы «из-за проникновения инородных частиц в салон в середине полета».
В четверг в Азербайджане был объявлен общенациональный день траура. Государственные флаги были приспущены, движение транспорта по всей стране остановилось в полдень, а на кораблях и поездах зазвучали сирены.
И Путин, и Алиев заявили в субботу, что эксперты из России, Азербайджана и Казахстана начали расследование инцидента и проводят расследования как в Грозном, так и в Актау. Москва начала уголовное расследование по факту крушения.
Источник: What is known about a plane crash in Kazakhstan after Putin apologized for a ‘tragic incident?’
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников