Управляющий директор департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Жакып Хайрушев ответил на самые распространенные вопросы касательно атомной энергетики Казахстана. Редакция Check-point.kz публикует его пост из Facebook.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Марат Шибутов: Нельзя тянуть с решением проблем
Мультипликативный эффект: почему Казахстану нужна АЭС
Энергии достаточно?
В преддверии общенационального референдума в Казахстане по вопросу строительства атомной электростанции среди общественности, поднимаются разные вопросы.
К примеру, одно из бытующих мнений, что якобы «энергии стране достаточно, никакого дефицита население не ощущает».
Так, в целях определения технической возможности энергосистемы страны по обеспечению внутренних потребностей в электрической энергии и мощности, министерством энергетики ежегодно разрабатываются и утверждаются прогнозные балансы электрической энергии и мощности на предстоящий семилетний период.
Согласно утвержденным в январе текущего года балансам на период с 2024 по 2030 годы, в 2030 году прогнозируется дефицит электрической мощности. С учетом необходимого резерва, объем составляет порядка 6,2 ГВт (располагаемая — 22 027 МВт, потребность — 28 267 МВт).
В связи с чем, прогнозируется, что показатели объема выработки электрической энергии будут ниже потребления ориентировочно на 13,5 млрд кВтч (выработка — 142,5 млрд кВт/ч, потребление — 155,9 млрд кВт/ч).
Для того, чтобы удовлетворить текущие потребности страны, Казахстан осуществляет импорт электроэнергии из сопредельных государств, объем которых на сегодня составляет 1 193 млн кВт/ч.
Кроме того, необходимо принять к сведению существенный износ генерирующих источников, который на отдельных электростанциях составляет 90%. В связи с этим вопрос строительства АЭС — это вопрос энергетической независимости страны.
У Казахстана нет дисциплины потребления электроэнергии?
С 1 июля 2023 года введен механизм балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени, данный механизм функционировал порядка 13 лет в имитационном режиме, т.е. без финансовой ответственности за отклонения потребления электрической энергии от планового графика.
Данный механизм введен в целях обеспечения физического и финансового урегулирования дисбалансов в ЕЭС РК для стимулирования субъектов балансирующего рынка электрической энергии участвовать в урегулировании дисбалансов, а также обеспечения адресного распределения оплаты за дисбалансы в ЕЭС РК.
Переход к данной модели мотивировал оптовых потребителей в составлении реальных графиков потребления в соответствии с профилем их нагрузок. На сегодняшний день отклонения в энергосистеме минимизированы.
Почему бы не заменить угольную генерацию на газовую?
В целях обеспечения растущей экономики страны, учитывая рост населения, государством реализуются и планируется масштабный ввод новых энергоисточников суммарной мощностью порядка 26 ГВт, из которых порядка 12 ГВт относятся к возобновляемым источникам энергии.
Учитывая нестабильный характер выдачи электроэнергии, столь значительный объем ВИЭ требует диспетчеризации маневренными источниками генерации.
В этой связи, планируемые к вводу газовые электростанции по большей части, будут задействованы в регулировании энергосистемы. Более того, ввод газовой генерации во многом зависит от имеющихся в стране и перспективных объемов данного ископаемого топлива.
Почему в стране не развиваются проекты гидроэнергетического строительства?
14 февраля 2024 года между АО «Самрук-Энерго» и Nebras Power (Катар) подписано соглашение по проекту строительства гидроэлектростанции на реке Иртыш мощностью до 350 МВт.
Также планируется реализация проекта по строительству Илийской ГЭС мощностью 50 МВт в рамках отдельного межправительственного соглашения.
НПП «Атамекен» поддерживает усилия министерства энергетики и компаний по реализации гидроэнергетических проектов. В частности, НПП «Атамекен» также способствует привлечению частных инвестиций и международного финансирования для поддержки гидроэнергетических инициатив, одним из которых является строительство гидроаккумулирующих электростанции.
Также, согласно заключенным договорам с единым закупщиком электрической энергии до 2029 года планируется реализация 27 проектов строительства ГЭС общей установленной мощностью 276,61 МВт.
В 2025 Минэнерго планирует проведение проектных аукционов по отбору проектов ГЭС. Для этого планируется привлечь техническую помощь Азиатского банка развития в части оказания услуг консультационного сопровождения. Сотрудничество с АБР будет включать в себя проектирование, финансирование, строительство, эксплуатацию и техническое обслуживание гидроэнергетических проектов, реализация которых будет организована в виде аукциона с участием частного сектора в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области ВИЭ.
В текущем году подписано совместно соглашение о связанном гранте.
Сможет ли Казахстан обеспечить будущую АЭС необходимым ядерным топливом?
Казахстан сегодня находится на первом месте по объему производства урановой продукции и на втором месте по разведанным запасам этого ресурса.
В настоящее время в мире 31 страна эксплуатирует АЭС, еще 30 стран находятся на различных стадиях строительства. Менее 10% из них имеют такие же возможности по обеспечению топливного цикла, как Казахстан, и только на территории Казахстана размещен банк низкообогащенного уранового топлива МАГАТЭ. В этой связи, по поставкам свежего топлива мы более чем защищены от любых возможных проблем. АО «УМЗ», входящее в состав АО «НАК «Казатомпром», предоставляет услуги по производству порошков оксида урана и топливных таблеток для энергетических реакторов, а также перерабатывает трудноизвлекаемые ураносодержащие материалы в порошки диоксида урана ядерной чистоты керамического класса или ядерно-керамические топливные таблетки для заказчика.
У нас уже действует высокотехнологичное производство готовых тепловыделяющих сборок по французской технологии на базе УМЗ в г. Усть-Каменогорск, которые в настоящий момент экспортируются для АЭС Китая.
Казахстан уже работает с международными партнерами с такими, как США, Китай, Франция и Россия над развитием этапов ядерно-топливного цикла, в частности по конверсии и обогащению урана на территории РК. Вместе с тем, у нашей страны есть доступ к услугам по изотопному обогащению урана на российском предприятии ЗАО «Центр по обогащению урана».
В связи с чем появилась необходимость в строительстве АЭС?
В условиях глобальной задачи по снижению выбросов углекислого газа строить новые угольные электростанции становится сложно. Международные финансовые организации не хотят вкладывать деньги в такие проекты. А построить достаточное количество газовых станций не представляется возможным, так как в стране, собственно, и запасов газа нет для этого.
Помимо этого, Европейский союз планирует ввести специальный карбоновый налог на товары, которые были произведены с использованием «грязной» электроэнергии, например, от угля. Это значит, что если наши заводы используют такую «грязную» электроэнергию, то товары, которые они производят, могут стать дороже для продажи в Европу из-за этого налога. Это может привести к трудностям для таких отраслей, как нефтегазовая, горнорудная и других, потому что их продукция станет менее конкурентоспособной из-за удорожания.
Чтобы избежать этих проблем и сохранить конкурентоспособность нашего отечественного бизнеса, при активных усилиях НПП «АтамекенЦ, нам нужно обеспечить заводы и другие предприятия чистыми источниками энергии. Это поможет им снизить затраты на производство и не подвергаться штрафам за использование «грязной» электроэнергии, что сделает их продукцию более привлекательной и доступной для европейских рынков.
Учитывая все это, в условиях текущего уровня развития технологий, применяемых в энергетическом секторе, строительство чистых источников энергии как АЭС представляется наиболее перспективным решением для замены выбывающих мощностей, обеспечения стабильного энергетического будущего и развития экономики Казахстана.
Таким образом, достижение нулевых выбросов и углеродной нейтральности без атомной генерации невозможно.
Фото из открытых источников