Откровение прошедшего саммита ШОС — высочайшая организационная составляющая. Профессионально, как по часам, без лишнего пафоса, в короткие сроки, на самом представительном уровне Астана сумела провести одну из важнейших встреч в истории организации. И здесь мы говорим не только о логистике и участии мировых лидеров, а о протокольной выверенности, дипломатической эквилибристике в условиях взаимодействия с крупнейшими державами континента, глубокой экспертно-аналитической проработке ключевых документов, включая Астанинскую декларацию.
Примечательно, что то, к чему Казахстан так долго шел — а именно стать реально значимой для глобальной геополитики державой — случилось естественным путем, без сумасшедших перегрузок всей государственной системы, без тяжелой пиар-кампании, без сверхъестественных финансовых вливаний и уговоров президентов посетить нашу страну. Вспомните ажиотаж и вымученную нервозность, которые сопровождали саммит ОБСЕ 2010 года, а также отсутствие практических успехов.
Текущий саммит ШОС по своей представительности ненамного уступил встрече ОБСЕ, однако по своей прагматичной значимости превзошел его многократно. Во-первых, сами глобальные условия привлекли к Астане максимальное внимание всего мирового истеблишмента и медиа. Уверен, прямо сейчас заявления и выступления лидеров стран ШОС изучаются во всех ведущих аналитических центрах мира. Во-вторых, Астану стали действительно воспринимать как идеальную платформу для переговоров — здесь себя чувствуют комфортно и безопасно и лидеры Востока, и лидеры Запада.
Знаменательными с этой точки зрения стали в какой-то степени визиты на поля саммита Генсека ООН Антониу Гуттереша и Президента Турции Реджепа Эрдогана. Оба сочли, что Казахстан — благоприятное место для продуктивных переговоров. То есть, речь идет не о гостевых визитах вежливости, а сформировавшемся имидже Астаны как узнаваемой и доверительной площадки для обсуждения критически важных вопросов.
В этом, на мой взгляд, заключена концептуальная суть политики Президента Касым-Жомарта Токаева — наполнять международную повестку с участием Казахстана реальными результатами и практическими решениями. Именно так, в сущности, страны завоевывают свой международный авторитет.
Подводя итоги саммита ШОС, отдельно стоит выделить принятие Астанинской декларации Совета глав государств-членов ШОС. Это не коллективный символический манифест, а стержневой документ, в котором, по сути, обозначена новая базовая идеология организации. И она основывается на том, что именно Центральная Азия является ядром ШОС. Фактически все государства-члены официально признали субъектность нашего региона. Публично подтвердили понимание того, что если в Центральной Азии будет стабильность и спокойствие, то и все остальные члены и партнёры ШОС будут жить и работать в согласии. На этом же завязаны и выстраиваются актуальные приоритеты развития и укрепления организации.
Кроме того, помимо активизации совместной борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, определяющий акцент подчеркнуто сделан на принципе уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других стран.
Что касается быстрых практических результатов саммита ШОС, то одним из значимых стало достигнутое соглашение Индии и Китая о начале переговоров по решению проблем вдоль своих границ по дипломатическим и военным каналам
Источник: Selteyev’s View
Фото из открытых источников