Девять подбитых вражеских танков, включая элитный «Тигр», и четыре бронетранспортера за один сравнительно короткий бой. Такое может быть только в кино, скажете вы, и будете неправы. А если же учитывать, что это был «улов» лишь двух красноармейцев у одного орудия, то такое и вовсе может показаться фантастикой. Но это была реальность, в которое командование сначала тоже не могло поверить. Бойцы заслуженно были удостоены высшей награды – звания Героя Советского Союза. Оба оказались нашими земляками – простой школьный учитель Рахимжан Токатаев из Есика (Иссыка) и колхозник из Жамбылской области Федор Кердань. В жизни они оказались скромными людьми, искренне считая, что лишь выполнили свой долг, но это не означает, что о них не нужно рассказать отдельно.
Два бойца
Рахимжан Токатаев был поистине живой легендой – еще при жизни его имя было присвоено школе, в которой он после войны был завучем и директором, и названа улица. Причем, одна из главных в Иссыке (административном центре Енбекшиказахского района Алматинской области), которая до этого носила имя Ленина. Наверное, это был первый случай, когда улица названа в честь героя прижизненно. Был и другой – массовый, который, мягко говоря, был неоднозначно воспринят в обществе. Тогда же никто не был против. Впрочем, это было после и прямого отношения к нашему рассказу не имеет.
Родился Рахимжан-ата в соседнем Кара-Кемере 5 января 1923 года. После окончания 10-летки он решил воплотить свою мечту – стать педагогом, и успел около года проработать в иссыкской школе. Но началась война, и он пошел добровольцем, хотя мог воспользоваться учительской бронью. Интересно, что изначально он хотел пойти в артиллерию, но его направили в кавалерийский полк, располагавшийся в районе Тастака в Алматы. Однако потом Рахимжан все же добился своего – он был направлен в артиллерийское училище в город Ширшик под Ташкентом.
На фронт же он попал в мае 1943 года – сразу на форсирование Днепра. В составе Украинского фронта принимал участие в боях на Курском, Киевском, Житомирском направлении и освобождал народ Чехословакии от гитлеровских войск. В конце 1944-го сержант Токаетаев был командиром противотанкового орудия 1672-го отдельного истребительно-противотанкового артиллерийского полка резерва Главного командования (38-я армия 4-го Украинского фронта). Один из миллионов. Но, как говорится, Герой в бойце проявляется в экстремальные моменты. И тут во главу становятся две простые, но важные вещи – не растеряться, и чтобы рядом оказался надежный товарищ.
Этим товарищем оказался младший сержант Федор Кердань. Он родился 1 октября 1925 года в селе Бобровка на Алтае. После окончания шести классов был вынужден пойти работать – на местный кирпичный завод. Доподлинно неизвестно, как его занесло в Казахстан, но перед войной Федор поселился в Кантемировка (ныне Кошкарата) Жамбылской области, где работал в колхозе и откуда в 1942-го был призван в ряды Красной Армии.
Невероятный подвиг
В начале апреля 1945 года подразделение Токатаева и Керданя принимало участие в Моравско-Остравской наступательной операции. Первоначально достигнутый успех оказался под угрозой срыва, так как отчаянно сражавшиеся гитлеровцы, в близком к агонии состоянии бросались в контратаки. Этому способствовали техническое обеспечение, в том числе, бронетанковой техникой. И вот, утром 8 апреля на северной окраине города Моравска-Острава в Чехии большая группа немцев (36 танков и 68 бронетранспортёров) прорвала нашу оборону, заставив отойти на запасные позиции.
Утром 9 апреля враг предпринял новую атаку, в которой приняло участие 14 танков, 3 штурмовых орудий и бронетранспортеры, а также пехотные части. В первые минуты боя были уничтожены три наши батареи – оставалось только одно орудие и два бойца при нем. Оно было удачно спрятано Токатаевым в развалинах дома, что дало ему с товарищем первоначальное преимущество. Вот только всего полтора десятка снарядов не давали права на неточный огонь. Да и нужно было сконцентрироваться на тяжелой технике, хотя БТРы представляли опасность тем, что пехота могла быстро добраться до нашей позиции. Но об этом артиллеристы, наверное, в тот момент не думали.
Первым выстрелом был подбит танк в центре, что внесло суматоху, а потом, без промедления – первый «Тигр» и бронетранспортер, замыкавший колонну. Это сковало действия противника, но он тоже стал атаковать. В самый разгар боя Федор Кердань был контужен, но не отошел от орудия. Токатаев четко рассчитал, какие танки нужно брать в цель в первую очередь, а потом они с напарником расстреляли все остальные – насколько хватило снарядов. Всего было уничтожено 9 танков и три бронетранспортера, а вместе с ними «до полусотни живой силы противника».
Тут надо отметить, что это был, наверное, самый большой «улов» советских артиллеристов за все годы Великой Отечественной. Причем, за сравнительно короткий бой. Говорят, что командование сначала не поверило в такие данные, решив, что либо действовало несколько батарей, либо в донесении что-то напутали с цифрами. Однако горящие на позициях танки, а главное – сломленное контрнаступление немцев доказывали обратное. А еще то, что в таких условиях боя кажется более невероятным – то, что оба бойца остались живы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» сержант Токатаев и младший сержант Кердань были удостоены звания Героя Советского Союза.
После войны
Боевых товарищей, несмотря на их беспрецедентный подвиг, сближало еще и то, что они никогда не хвалились этим, воспринимая все так, как и должно быть – просто выполняли свой долг.
После окончания войны Федор Кердань остался на службе в армии, но решил сменить направление. В 1947 году он окончил Челябинское военное авиационное училище штурманов и стрелков-радистов, а через три года в звании старшего техника-лейтенанта он был уволен в запас. Далее решил продолжить связь с небом. В 1951-ом Кердань заканчивает Ульяновскую школу высшей летной подготовки, после чего работал в гражданской авиации. Однако раны, полученные в годы ВОВ, давали о себе знать. В середине 60-х он был вынужден уйти с летной работы, но далеко от авиации не отошел – много лет проработал в Минском аэропорту простым слесарем. Потом там же, в столице Белоруссии, на приборостроительном заводе. После выхода на пенсию в 1980-х годах проживал в Ялте, но затем вернулся в Минск. Ушел из жизни Федор Кириллович 16 июля 2002 года.
А Токатаев демобилизовался сразу после Победы, а в 1946-ом поступил на физико-математический факультет Казахского педагогического института имени Абая – нужно было воплощать мечту детства в жизнь. С 1950 года работал учителем в селе Каракемер и городе Есик. Был завучем и директором городской школы-интерната имени Малькеева. Избирался депутатом областного совета, райсовета, а выйдя на пенсию в 1986 году стал вести активную общественную жизнь, при этом оставаясь скромным человеком. В 2007 году Рахимжан-ата перебирается в Алматы. Его нередко можно было видеть в Парке 28 героев-панфиловцев играющим в шахматы. Но годы и болезни взяли свое – 6 декабря 2011 года Рахимжан Токатаев покинул нас навсегда.
Но память об этом удивительном человеке будет храниться. И не только в виде школы и улиц (в Есике и родном Каракемере), носящих его имя, но и в бессмертном подвиге, который, ко всему прочему, стал примером во многих учебниках методом ведения боя.
Фото:dzen.ru