Когда в 2009 году Казахстан подал заявку на председательство в ОБСЕ, это вызвало значительную реакцию, вспоминает Дик Роуч. «Между некоторыми странами-членами ОБСЕ и Казахстаном существовала напряженность. В частности, Соединенные Штаты и Великобритания выразили обеспокоенность. Обе страны сомневались в том, что Казахстан «достаточно демократичен» для председательства в организации. И не только они были такого мнения».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Президент Токаев подтвердил приверженность Казахстана ОБСЕ
В какой-то момент было предложено, чтобы Ирландия боролась за кресло председателя, но Дик Рош указал коллеге-министру из другой страны-члена ЕС, что, по его мнению - да и по мнению ирландского правительства, - если Казахстан достаточно хорош, чтобы быть членом ОБСЕ, то он достаточно хорош, чтобы занять кресло председателя.
Он сказал мне, что, помимо права Казахстана на справедливое отношение к нему как к члену ОБСЕ, он считал, что в то время Казахстан находился в особенно выгодном положении для наведения мостов между США и их европейскими партнерами, с одной стороны, и постсоветскими государствами - с другой. Казахстан также находился в хорошем положении для налаживания диалога между членами Европейского союза и его евразийскими соседями.
Когда 1 января 2010 года Казахстан занял пост председателя ОБСЕ, он обязался придерживаться основополагающих принципов и ценностей ОБСЕ и посвятил себя налаживанию диалога по вопросам безопасности на более широком евразийском пространстве. «Это был очень важный вклад, который позволил сфокусировать обсуждение на области, которая ранее не получала того внимания, которого заслуживала», - сказал он. «Казахстан добавил свое измерение в диалог о будущей архитектуре европейской безопасности».
«Саммит в Астане в декабре 2010 года, первый полноценный саммит ОБСЕ за 11 лет, показал, насколько ошибались те, кто высказывал опасения по поводу потенциала Казахстана. Астанинская юбилейная декларация подтвердила решимость ОБСЕ строить безопасность на основе доверия и прозрачности - видение, которое необходимо восстановить в современном мире».
Поэтому Дик Рош считает, что Казахстан — это не только страна, которая с самого начала продемонстрировала свою значимость в качестве члена ОБСЕ, но и страна, которая сейчас может сыграть особенно ценную роль: «Безопасность на широком евразийском пространстве сегодня важнее, чем в 2010 году, и Казахстан может стать ключевым партнером ЕС в построении этой безопасности».
В своем выступлении в Вене министр иностранных дел Нуртлеу также упомянул о гордом послужном списке Казахстана как члена ОБСЕ. «На протяжении всего участия Казахстана в ОБСЕ, и особенно в период нашего председательства в 2010 году, мы неуклонно выступали за конструктивный диалог и совместные действия», - сказал он. «Мы твердо убеждены, что в условиях беспрецедентных глобальных потрясений и геополитических сдвигов роль многосторонних институтов как никогда важна».
Он отметил, что Казахстан - страна, «живущая в мире с собой, со всеми нашими соседями и со всем остальным миром», добавив, что приверженность его правительства дипломатическому разрешению споров путем конструктивного, взаимоуважительного диалога коренится в историческом наследии его страны. «Это основа многовекторной внешней политики, которую Казахстан проводит с момента обретения независимости».
Он отметил, что позитивное взаимодействие Казахстана с миром «обусловлено и основано на продолжающейся политической, социальной и экономической модернизации». Об этом, по его словам, свидетельствует амбициозная программа реформ Президента Касым-Жомарта Токаева, беспрецедентный демократический процесс, направленный на построение «Справедливого и честного Казахстана». «Демократический путь нашей страны ясен, но путешествие еще не завершено. Мое главное послание сегодня заключается в том, что демократические изменения в моей стране стали необратимыми».
В ответ делегация ЕС назвала Казахстан важным партнером Европейского союза в Центральной Азии. «Мы ценим нашу общую приверженность ценностям ОБСЕ, таким как демократия, уважение прав человека и международного права, а также открытый и равноправный диалог. Это также включает в себя уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности всех государств».
ЕС выразил признательность за вклад Казахстана во все измерения ОБСЕ, в частности, в области пограничного контроля, климата и безопасности, коммуникаций, трудовой миграции, устойчивого экономического развития, а также борьбы с радикализацией, терроризмом, торговлей людьми и отмыванием денег. Он также высоко оценил приверженность правительства Казахстана гендерному равенству как межсекторальному вопросу.
ЕС вновь заявил о своей поддержке политических и экономических реформ президента Токаева, направленных на демократическое, социальное и экономическое развитие страны. «Мы особенно поддерживаем усилия по продвижению верховенства закона, уважения прав человека и основных свобод, включая свободу объединений и средств массовой информации».
«Европейский союз привержен углублению и расширению наших отношений с Казахстаном во всех взаимовыгодных областях. Мы будем продолжать работать с Казахстаном для дальнейшего продвижения его реформ в направлении создания инклюзивного, демократического и справедливого общества».
Дик Рош сказал мне о своем удовлетворении тем, что ЕС продолжает его видение Казахстана как ценного партнера. «Послание [в речи министра иностранных дел] о том, что «Казахстан - страна, живущая в мире с собой, со всеми нашими соседями и со всем остальным миром», очень важно. Если бы все великие и малые страны могли заявить то же самое, мир стал бы намного лучше. Приверженность Казахстана позитивному взаимодействию с миром — это то, что ЕС должен приветствовать и позитивно реагировать».
Что касается политических реформ в Казахстане, Дик Рош сказал, что важно помнить, что это в первую очередь дело самого Казахстана. «Европа и ЕС должны быть осторожны в своих суждениях, пока мы сами не достигнем совершенства. А до совершенства нам еще очень далеко».
Это не значит, что мы не должны поощрять прогресс, однако степень, в которой мы это делаем, должна быть уважительной и соответствовать принципам невмешательства во внутренние дела и уважения национального суверенитета. Усилия, которые Казахстан предпринял для перезагрузки своей политической системы и экономики, амбициозны.
Особого внимания заслуживает референдум 2022 года в Казахстане, посвященный политической реформе. Явка избирателей составила 77 %, и пороговые значения, установленные на референдуме, были соблюдены. Эти пороги требовали не только большинства в 50%+ в пользу реформ, но и того, что это большинство должно было быть отражено по крайней мере в 12 из 17 регионов страны. Я руководил кампаниями по проведению референдумов в Ирландии - это высокие пороги, которые мало какая европейская страна установит для себя.
«Интересным аспектом программы политических реформ в Казахстане было требование, чтобы президент страны не был членом какой-либо политической партии во время пребывания на посту, а служил президентом для всего народа. Еще более интригующей является реформа против непотизма».
Дик Рош продолжает выступать за глубокие и уважительные отношения между ЕС и Казахстаном, отражающие общие ценности, которые выходят далеко за рамки взаимной заинтересованности в укреплении торговых и транспортных связей. «Казахстан ясно дал понять, что хочет построить отношения с ЕС «без каких-либо условий». Было бы безрассудно не отреагировать на это положительно».
Автор: Ник Пауэлл
Источник: Kazakhstan’s commitment to the OSCE and its values adds to the Kazakh-EU relationship - EU Reporter
Перевод: Диана Канбакова
Фото из открытых источников