Экономика

Нал, налоги и Гражданин

Мурат Халилов

22.01.2024

Страна возвращается к наличке. Причины понятны всем. Однако тут есть кое-какие нюансы, которые могут не понравиться критикам правительства. О чем речь? Какая связь между налогоплательщиками Казахстана и Европы, которую все ставят в пример или анти-пример? В качестве спойлера приведем немного переиначенную некрасовскую формулу – «Налоги можешь не платить, но Гражданином быть не сможешь». Какая здесь связь? Прямая!

То, что до недавнего времени было гордостью казахстанской банковской системы, а точнее – отдельных БВУ и его клиентов, сейчас становится головной болью и проблемами этих самых клиентов. Мгновенный перевод денег между гражданами часто и даже очень часто служил средством оплаты за товары и услуги. Взятки и прочие преступные платежи в расчет не берем – их не так часто переводят, да и пусть ими другие компетентные органы занимаются, а тут дело налоговиков.

Вообще, мытарей не любят еще с библейских (старозаветских) времен. Сборщики податей во все времена и у многих народов считались даже хуже силовиков, хотя плебеи всегда старались туда попасть на службу. Кроме этого, можно сколько угодно ругать и критиковать налоговую систему, но сейчас мы хотели бы остановиться на другом. Тем более, не обязательно быть независимым (и зависимым тоже) экономистом или продвинутым финансистом, чтобы понять, что любая система налогообложения в стране работает с ощутимым дисбалансом. Тут формула проста: государственный регулятор заинтересован в увеличении объема сборов, а представителям бизнеса и частным плательщикам хочется платить меньше.

Проще говоря, лучшая налоговая система с точки зрения правительства никак не может быть таковой на взгляд участников рыночного процесса. И наоборот. Поэтому мы не станем сравнивать налоговые системы развитых, недоразвитых и переразвитых стран мира. Однако в качестве основы следует брать уровень жизни тех или иных государств, но в плане общего благополучия без особой привязки к размеру зарплат и платежам в бюджет, а при этом с акцентом на демократические ценности, соблюдение прав человека и так называемого «индекса счастья».

Впрочем, что в этом плане следует отметить – как показывает статистика, самые большие подоходные налоги зафиксированы в странах, которые считаются наиболее благополучными. Это Швеция и Япония, Нидерланды и Дания, Австрия и некоторые другие. И дело тут не в том, что там и зарплаты больше – мол, на сытую и уютную жизнь остается даже после всех выплат, и не в том, что там чаще используется понятие «совокупный налог», а в том, что отношение у граждан этих стран к обязательным платежам совершенно другое.

Тут в первую очередь приходит на ум, что в целом на Западе неуплата налогов считается очень серьезным преступлением не только против государства, но и против общества. Если в этом подозревается или обвиняется известная личность, будь то политик, артист или даже правозащитник, то на его (ее) карьере можно поставить жирный крест. Если это же касается крупного бизнесмена, то неуплата налогов непременно скажется и на репутации его компании. Кем бы он ни был. Кстати, досудебное расследование по соответствующей статье УК РК в отношении Кайрата Сатыбалды, о чем не так давно сообщил наш Антикор, является хорошим поводом для изменения отношения к данной проблеме в самом Казахстане.

И это только одна сторона вопроса. Есть еще такое понятие, как «налогоплательщик». Мы как-то поднимали эту тему, но есть повод к ней вернуться. Причем, повод хороший и стимулирующий, особенно учитывая вышеприведенный факт. Если коротко, то если в той же Европе налогоплательщик и гражданин являются тождественными понятиями, то у нас (как и во многих постсоветских странах) это чуть ли не сравнимо с «лохом» или просто представляют его в вырванном из контекста субъекте государства и права.

С одной стороны, очень просто. Ты платишь налоги, на которые содержаться все государственные служащие, и, соответственно, ты являешься их работодателем. Этот прием нередко используют наши общественные деятели и гражданские активисты, но без особого успеха – скорее, больше для того, чтобы что-то сказать. Ведь доподлинно не известно, сколько сами они, скажем так, платят в кассы выплаты зарплат госслужащим, начиная с полицейских с клерками с ЦОНа и заканчивая парламентариями с премьер-министром. Тут, безусловно, и сами чиновники всех мастей никак не могут (или не хотят) понимать такую взаимосвязь и даже наоборот считают себя хозяевами жизни. Это понятно.

Но с другой стороны все очень сложно. Если даже кто-то с обеих сторон – работодателей и работников – в полной мере осознает такую взаимосвязь, то это, к сожалению, не изменит сложившейся ситуации. И основная проблема даже не в чиновниках, которые забыли, кто им платит зарплату (и даже дает возможность продолжать воровать из бюджета), а в нас с вами. Простите, но условный таксист, как известно, являющийся лучшим экспертом по тому, что и как надо менять в государстве, сам далеко не часто и не в полной мере платит налоги. А потому, извините, не имеет право кого-то винить. Тоже самое относится и ко всем другим.

Мы в полной мере осознаем, что каждый самозанятый, продавец в придворовом магазине или парикмахер там же, торговец на базаре или тот же таксист, каждый из значительной части казахстанцев вынуждены считать каждый заработанный тенге, экономя на всем, включая налоговые выплаты. Также прекрасно (а кто как не журналисты, лучше, чем многие простые люди) понимаем, что сотрудники налоговых и смежных к ним служб, мягко говоря, не всегда честно выполняют свою работу. Однако есть простое и очень древнее правило – чтобы требовать что-то от другого, нужно самим соответствовать этим критериям.

Но это все общие понятия, а что же с частностями – и конкретно про то, что торговцы стали переходить на нал? В этом плане для начала надо отметить, что отказ от онлайн-платежей, если и является выходом из проблемы, то на самом деле это иллюзия, которая вскоре может усугубить эти самые проблемы. Особо не вдаваясь в детали, скажем, вы не сможете много сэкономить на невыплате налогов. Более того, налицо потеря части клиентов, а вместе с ними – оборотных средств и прибыли. Ведь те, которые за последние пару-тройку лет привык к безналу, получив отказ в онлайн-оплате, просто пойдет к другому – благо рынок богат. Это же элементарно!

Кстати, проблемы стали возникать не только у покупателей и пользователей услуг, но и у индивидуальных предпринимателей, которые чаще являются добропорядочными налогоплательщиками. Например, одно ИП выигрывает тендер на поставку стройматериалов или выполнение небольших по объему работ. Подавая заявку, он рассчитывал на то, что получит аванс, приобретет продукцию на оптовом базаре, рассчитавшись переводом, но тут на барахолке многие стали просить наличные, а те, кто согласен на прежнюю схему, завысили цены. Стало попросту невыгодно. И это только один пример, а их множество, причем, практически во всех сферах.

Но ведь кто-то должен быть в выигрыше от всеобщего бума возврата к кэшу? Да, есть таковые. Например, воры-карманники – их улов в виде наличных, а не пластиковых карточек, стал чаще и больше. Или… впрочем, не будем об этом – также, как и с карманниками, другие бенефициары увеличения объема наличных денег получают выгоды за наш с вами счет. Хотя можно сделать исключение для тех, кто вынужденно просит милостыню – раньше многие проходили мимо них, потому что реально не было даже мелочи в кармане, а сейчас…

В завершении повторим и постараемся усвоить. Условная квитанция об уплате налогов является неким реальным билетом на участие в госуправлении. Да, эта норма и так прописана в Конституции, но она, если забыли, не только набор наших прав, но и обязанностей. Первое без второго выглядит, по крайней мере, нечестно. Что же касается того, что сами госслужащие всех уровней должны усвоить и принять формулу «Налогоплательщик = Гражданин», то нужно просто поддержать в этом плане (ну и некоторых других) нашего главного чиновника – президента страны – в его инициативах о слышащем и справедливом государстве. Ведь, согласитесь, справедливость не бывает односторонней, но при этом ее легче достигнуть, чем взаимного (государства и народа) удовлетворения по части идеального налогообложения.

А вот в плане инструмента того, как использовать нашу сегодняшнюю формулу, то для этого существует Закон об Общественном контроле. Он, напомним, был подписан Токаевым в октябре прошлого и вступает в силу в начале апреля нынешнего года. И теперь мы понимаем, что такая странная отсрочка имеет свою пользу – в течение первых трех месяцев 2024-го фискальные органы будут мониторить онлайн-переводы (тех, у кого более 100 транзакций в месяц), и к апрелю мы как раз выясним, сколько у нас честных налогоплательщиков, а равно – настоящих граждан.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте