Общество

«Я считаю себя кореянкой»: Корё-сарам, этнические корейцы в Центральной Азии, сохраняют свои корни

Редакция

11.10.2023

На сегодняшний день насчитывается около 500 тыс. корейцев, разбросанных по нескольким странам бывшего Советского Союза.

В детстве Елена Ким считала себя русской, поскольку свободно говорила на русском языке, который является государственным языком в Казахстане, где она живет. Ее бабушка и дедушка также были выходцами из России.

Она хорошо помнит тот день, когда узнала о своих этнических корнях.

По ее словам, она только что вернулась из детского сада.

«Мама сказала мне, что на самом деле я кореянка, а не русская, и это стало для меня шоком. Я почувствовала себя инопланетянкой, ведь в то время у нас не было корейцев», - рассказала Ким.

Она принадлежит к этнической корейской общине, проживающей в Центральной Азии, которая называет себя «корё-сарам» или «корё-ин».

Ее дедушка и бабушка обосновались во Владивостоке в начале XIX века, куда они отправились в поисках более благоприятных условий, но затем были насильственно депортированы в Казахстан, который до распада Советского Союза входил в его состав.

В начале 1860-х годов менее 100 корейцев, в основном крестьян из северо-восточной провинции Хамкен, которая сегодня является частью Северной Кореи, отправились в Россию в поисках земли и лучших условий жизни, говорит доктор Хван Ёнсам из Университета иностранных языков Хангук (Южная Корея).

«Это было вызвано необходимостью выживания. Им нужно было жить. По крайней мере, там было много бесплодной земли, и они могли выращивать урожай и питаться им. Так что это было хорошо для них. Это была основная причина», - говорит доктор Хван.

К 1917 году, после аннексии Кореи Японией, их численность возросла примерно до 100 тысяч человек.

Когда в 1931 году Япония вторглась в Маньчжурию, советский лидер Иосиф Сталин, опасаясь, что корейцы в России будут действовать как шпионы на стороне Японии, депортировал их в основном в приграничные Казахстан и Узбекистан.

Это было жестокое переселение: 172 000 корейцев были перевезены в железнодорожных вагонах всего за три дня. Многие умерли от голода и тяжелых условий.

Ким сказала: «Большинство из этих людей даже не выжили. Поэтому мы - счастливчики, потомки тех, кто выжил».

Сегодня в нескольких странах бывшего Советского Союза проживает около 500 тысяч человек, принадлежащих к племени корё-сарам.

В поисках своих корней

По мере взросления Ким стало интересно узнать больше о происхождении корё-сарам и истории своих бабушек и дедушек.

Она проследила жизнь своего деда до улицы Хабаровской во Владивостоке, где он жил, когда ему было 15 лет.

В прошлом году Ким посетила российский портовый город вместе с другими корё-сарам, включая своего мужа Сергея Кима, с которым она сейчас работает в корейском ресторане в крупнейшем городе Казахстана Алматы.

Семья Ким, как и их родители, родились в Казахстане и прожили там всю свою жизнь.

Большинство корё-сарам бережно хранят корейскую часть своей идентичности. Однако Корея для них - чужая страна.

«Мы следуем своим обычаям и стараемся сохранить традиции, которые передавались нам из поколения в поколение. Мы стараемся передать их и нашим детям. Но, к сожалению, со временем эти традиции либо изменились, либо исчезли», - говорит Сергей Ким.

Их 19-летняя дочь Алиса чувствует более глубокую связь с Кореей несмотря на то, что родилась в Казахстане и говорит только на казахском и русском языках.

«В целом я считаю себя кореянкой. Я представляю себя кореянкой. Я бы хотела посетить Корею, чтобы больше узнать о своей родине», - сказала она.

Возвращение к своим корням

В то время как Алиса мечтает об этом дне, некоторые корё-сарам уже осуществили его.

Ирина Ким приехала из Узбекистана, где она родилась и выросла, в Южную Корею 15 лет назад.

«Моя бабушка вырастила меня, и я слышала от нее много рассказов о Корее, о том, что там много гор и пляжей. Я всегда думала, будет ли у меня возможность когда-нибудь побывать там», - рассказала она на корейском языке, который она освоила в Южной Корее за несколько лет.

Именно через своего друга в Узбекистане она узнала о возможности въехать и жить в Южной Корее, что обычно бывает непросто, поскольку для этого требуется специальная виза.

Она отправилась в путь одна. Хотя она никогда там не была, ей не было страшно, потому что она чувствовала знакомое ощущение от услышанных историй.

Вначале она надеялась заработать достаточно денег, чтобы отправить их домой своим двум детям.

Однако ей удалось добиться гораздо большего. Теперь у нее четыре цветочных магазина, и двое ее детей тоже переехали жить к ней в Южную Корею.

Два ее магазина находятся в Инчхоне, городе к северо-востоку от Сеула, где она живет. В городе проживает большая община корё-сарам. Более 5 тысяч человек проживают в деревне Хамбак, где улицы украшены вывесками на русском языке. Другие ее магазины находятся в Ансане (провинция Кёнги), где также проживает большая община корё-сарам.

Ирина Ким и ее дети - одни из более чем 100 тыс. выходцев из Узбекистана и Казахстана, проживающих в разных частях Южной Кореи. Большинство корё-сарам въезжают в Южную Корею по льготному разрешению на работу для зарубежных этнических корейцев, известному как виза H2.

Большинство обладателей визы H2 работают в сельском хозяйстве, рыболовстве, обрабатывающей промышленности, строительстве и некоторых сферах обслуживания.

Для улучшения ситуации Ким Дэ Хо руководит общественным центром в деревне Хамбак, где проводит программы, позволяющие представителям разных национальностей лучше понять друг друга.

«Мы стараемся обеспечить встречи корейцев и южнокорейцев. Если они не общаются, то могут возникать недопонимания и конфликты. Они должны встречаться, спорить, если нужно, или обедать вместе, чтобы разрешить все недоразумения. Именно поэтому мы проводим здесь различные программы», - сказал он.

Для Ирины Ким Южная Корея - как дом родной.

«Раньше я нигде не чувствовала себя своей. У меня не было ощущения, что у меня есть родной город. Но теперь я знаю, что мое место здесь», - сказала она.

По мнению экспертов, наличие корейского происхождения может не облегчить задачу корё-инов и других зарубежных этнических корейцев, стремящихся обосноваться в Южной Корее.

Сохранение корейской культуры

Некоторые представители корё-сарам, оставшиеся в Центральной Азии, вносят свой вклад в сохранение корейской культуры. Большинство из них не знают корейского языка, но Зоя Ким - исключение.

Эта 70-летняя женщина, специализирующаяся на традиционных корейских танцах и пении, родилась и выросла в Казахстане благодаря своим родителям-художникам, которые привили ей любовь к корейской культуре.

«Мы - корейцы. Мы находимся далеко от своей родины, но наша роль здесь заключается в том, чтобы помочь сохранить и развить нашу культуру и искусство. Я думаю, что это очень важно. Мы гордимся этим. Наши родители построили это, и мы должны это сохранить», - сказала 70-летняя Зоя Ким.

Среди тех, кто сохраняет корейский язык в Центральной Азии, - учитель Хур Сон Хенг, который одним из первых начал преподавать этот предмет в Центральной Азии.

Его путь к карьере на чужбине начался с посещения столицы Узбекистана Ташкента в 1992 году, вскоре после обретения страной независимости и установления дипломатических отношений с Южной Кореей, где он учился и окончил университет.

Во время поездки он был заинтригован существованием этой группы этнических корейцев на территории бывшего СССР. Он полюбил преподавание и город и в 1992 году открыл здесь языковую школу.

«Дома они немного говорят на языке Корё. Но поскольку на улице они говорят по-русски, многие считают, что должны знать свой родной язык. Поэтому, когда был создан институт, многие проявили интерес», - говорит Хур.

Источник: ‘I consider myself Korean’: Koryo Saram, ethnic Koreans in Central Asia, keep their roots alive (channelnewsasia.com)

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

Наводнения между Россией и Казахстаном

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН

«Киелі мекен» акциясына алакөлдіктер де атсалысуда

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии